Поздравление с днем рождения на коми языке


«Урок День рождения»

Цель: создать учебно-коммуникативные ситуации, способствующие усвоению лексических единиц по теме «День рождения».

Задачи:

Учебный аспект:

-совершенствовать коммуникативные компетенции;

- создать условия при помощи учебно-методической и мультимедийной поддержки для обобщения лексических и грамматических единиц по темам «День рождения» и «Глагол».

- организовать целеполагания каждого этапа урока посредством проблемных ситуаций;

Развивающий аспект:

- на основе реализации учебных задач и организации поисковой и проектной деятельности способствовать развитию мышления, учебной самостоятельности, инициативы обучающихся;

- развивать творческие способности;

- создать условия для работы учащихся в группах, для воспитания чувства взаимоподдержки и сотрудничества, умения слушать друг друга, находить компромисс.

-активизировать различные виды памяти: образную, словесно-логическую, эмоциональную, зрительную, слуховую.

- развивать творческие способности

Воспитательный аспект:

- способствовать развитию у обучающихся уважения к культуре коми народа и родному языку.

- создавать условия для развития мотивации обучающихся к изучению коми языка.

Основные лексемы: Сись, пöльыштам, сиам, козьналам, чолöмалам, сёям-юам, ворсам, сьылам- йöктам.

Оборудование: проектор, листы А-3, клей, шары, карточки, конверты с картинками

Организация пространства: Работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в малых группах

Урок строился по следующим принципам:

- последовательности и системности (урок является элементом системы изучения коми языка)

- наглядности (так как у младшего школьника преобладает зрительное восприятие, на уроке были использованы презентация, алгоритмы, словарь урока, герой и проект)

- связь с жизнью (лексическая тема является отражением реальности)

- здоровьесбережение (для обучающихся создавалась ситуация психологического комфорта)

- учёт возрастных особенностей обучающихся

- сознательность, активность и самостоятельность учащихся достигалась с помощью наводящих вопросов, руководство обучением осуществлялось по следующим принципам: учитель-ученик; ученик-ученик.

Преобладающий характер познавательной деятельности – творческий.

Урок построен на основе проектной технологии и деятельностного подхода. Именно проектная технология способствует обобщению большого пласта лексической темы, даёт возможность вовлечь в деятельность всех обучающихся, обеспечивает сменяемость видов заданий, что особенно важно для детей младшего школьного возраста и развивает их творческие способности. Весь урок построен на создание проекта самими обучающимися.

Методы: 1. Коммуникативный

проблемно-поисковый

демонстративный

игровой

Первый этап урока – организационный момент. На данном этапе урока происходило деление обучающихся на 2 группы, для этого были использованы приглашения разного цвета. Были заданы наводящие вопросы, чтобы дети сами пришли к тому, что они будут работать по группам.

Второй этап - Актуализация знаний. Поставив проблемные вопросы, совместно с обучающимися была определены цель и задачи урока: написать открытку, приготовить подарки и праздничный стол. Здесь ребята познакомились с героем коми журнала, который их приглашает.

Второй этап урока - фонетическая зарядка. Эта зарядка была направлена на подготовку артикуляционного аппарата, на отработку произношения звуков и слияний, особенно сложных для обучающихся второго класса. На данном этапе был использован метод хорового и индивидуального проговаривания.

Третий этап урока – закрепление и повторение изученных лексических единиц. Этот этап состоял из нескольких блоков. Первое – работа с деформированным текстом. Цель для детей – отработка навыка логического построения текста поздравительной открытки. Подобное задание ребята уже выполняли при составлении новогодних открыток.

Второе – повторение счёта до 20. Цель для учителя – проконтролировать уровень сформированности, навыка «счёт до 20» через аудирование. Для Обучающихся –составить фигуру, последовательно соединив, названные учителем числа.

Третье - повторение лексики на тему «Еда». Цель учителя – на основе изученной лексики ввести новые слова. Для обучающихся – расширить знания, по теме «Повседневная и праздничная еда».

Четвёртое – создание игровой ситуации (приход главного героя Бикиня) и публикация результатов проекта. Для обучающихся – развитие монологической речи (пусть даже 2-3 предложения). Для учителя – создание ситуации успеха.

Пятое – повторение лексики по теме «Цвета» в форме активной игры. Цель учителя – закрепить лекиску на тему «Цвета», для обучающихся – разминка.

Шестое – этнокультурный компонент – исполнение песни «Каравай» на коми языке. Цель для учителя - создание благоприятной эмоциональной атмосферы на уроке, а для детей – повторение текста.

Рефлексия: Как один из этапов Дня рождения - украшение помещения. Обобщение: проведено в вопросно-ответной форме.

Эффективность урока высокая, так как использовались творческие, поисковые и игровые методы. Применяемая на уроке групповая форма работы обеспечивает активную деятельность каждого ученика в течение всего урока, максимально увеличивает время говорения каждого школьника.

Ход урока:

При входе в класс учащиеся получают пригласительные билеты разного цвета (красный, зеленый и синий).

слайд(Приглашение) - Видза оланныд, челядь! Мый тiян кианныд? Приглашение? А кытчö?

- Ребята, почему у вас приглашения разного цвета? (по цвету приглашений обучающиеся делятся на группы)

- Кымын часын лоö чужан лун? - Челядь, кодлöн лоö чужан лун? Лыддьöй.

слайд(Бикинь) Видзöдöй, челядь, – тфйö Бикинь. Кто из вас знает, кто такой Бикинь?

- Чужан лун вылö мунтöдз, мый колö вöчны? Сiдзкö, колö вöчны козинъяс , открытка лöсьöдны да отсавны дасьтыны пызан. Результаты своей работы будем приклеивать на листы, которые лежат у вас на партах.

слайд(Торт) - Челядь, видзöдлöй, мый петiс экран вылö.

Именниник нам предлагает съесть вот такой торт, но на нём 8 свечек, поэтому ему трудно одному их сдуть. Давайте мы ему поможем, и будем сдувать каждую свечку по одному.

слайд (Слоги) - Прежде чем начать всё это делать, скажите мне, нужно ли нам сегодня красиво и грамотно говорить? Посмотрите, какие слоги нам нужны будут сегодня. Произнесём их вместе. Давайте, эти слоги соединим и посмотрим, какие новые слова получатся. (Сись – пöльыштам) Кто знает значение этих слов? А нам эти слова понадобятся? Когда?

слайд (Торт – 1 свеча) - И сiдз, пöльыштам сись вылö.

Появляется глагол «Сиам. Желаем».

- Ребята, что обозначает слово «сиам»?

(Работа над произношением)

- Ребята, нам нужно пожелать что-нибудь имениннику, а у нас нет открытки. Давайте её мы сделаем сами. Перед вами листы. Вам нужно приклеить туда картинки и из предложений, правильно составить текст поздравления.

слайд (Открытка) – Теперь, ребята, посмотрите на слайд и сравните ваш поздравительный текст. Есть ли у кого-то ошибки?

слайд (Торт – 2 свеча)

Пöльыштам мöд сись вылö. Появился глагол «Козьналам».

-Что обозначает это слово? (Проговаривание)

- Ребята, а подарка ведь у нас нет! Что же делать? Давайте сами его сделаем. У каждого у вас на столе листы с числами. Я по-коми буду говорить числа. А вы их будете соединять линиями. Кто правильно соединит линии, у того получится подарок.

- Кутшöм козинъяс тiян артмисны?

- Теперь все ребята откройте конвертики и сравните, что у вас получилось. У всех получились подарки? Приклейте их на свои листы.

слайд (Торт – 3 свеча)

Пöльыштам коймöд сись вылö. Появляется слово «Сёям-юам».

Что это слово обозначает? Давайте, ребята, пока нет самого Бикиня, мы с вами приготовим стол на его День рождения. Ох, как он обрадуется! Но прежде мы с вами научимся готовить блюда.

слайд (Стол)

-Видзöдам слайд вылö. Тайö мый татшöмыс? (пызан).

Что вы видите над столом? (Слова) кутшöм тема вылö кывъяс? Ребята, здесь написаны названия блюд, но не все они нам сегодня понадобятся? Мыйла? ( Еда бывает праздничной и будничной). Давайте посмотрим, какие блюда мы с вами поставим на стол.

… - Лыддьы тайö кывсö. Шыд пуктам пызан вылö? И т.д.

- Молодцы, ребята, научились мы с вами готовить праздничный стол. Теперь каждая группа подпишет названия блюд на своих листах.

- Ребята, у вас возникли какие-то затруднения при выполнении этого задания? (появилось новое слово «Лымвый»). А что оно обозначает? (Мороженое). Орфоэпическая работа с новым словом.

слайд (Торт)

- Вайö пöльыштамöй нёльöд сись вылö. Появляется глагол «Чолöмалам».

(Появляется Бикинь)

-Видза оланныд, челядь! Кутшöм ме рад, мый тi локтiнныд менам чужан лун вылö.

- А ми кутшöм радöсь, мый тэ миянöс корин. Да, челядь? Ми тэныд дасьтiм сюрпиз, да эг öтикöс.

- Челядь, петöй командаясöн татчö, сюпризъяснытö босьтöй сьöрысь. (1 команда читает открытку, 2 команда рассказывает о подарках, 3 – рассказывает о праздничном столе).

Проекты вешаем на доску.

Бикинь: Ой, кутшöм бур! Кутшöм мича козинъяс. Аттьö тiянлы! А тi менсьым тортöс аддзинныд? Даже уже часть свечки сдули? Молодцы, какие! А давайте все вместе остальные сдуем.

слайд (Торт)

Пöльыштам витöд сись вылö. Появляется глагол «Ворсам».

Бикинь: Ура! Ворсам!

- Ребята, что мы теперь с вами будем делать. Правильно, мы с вами будем играть – ворсны. Ворсöмыс шусьö «Кысукъяс». Тi кысукъяс, а ме да Бикинь - каньяс. Я вам буду говорить: «Кысукъяс, кысукъяс, корсьöй гöрд рöм. Вы найдёте квадратик красного цвета и дотронетесь до него.

слайд (Торт)

- Öнi пöльыштам квайтöд сись вылö. Выходит глагол «Сьылам-йöктам». А что сейчас мы будем делать? Что значит «сьылам-йöктам»? Все знаете песенку «Каравай» на коми языке? Сувтам кругö. (Хоровод).

Бикинь: Ой, челядь, кутшöм гажа менам чужан лун!

слайд (торт)

- Колис медбöръя сись и сэсся позьö сёйны торт. Вайö öдйöджык пöльыштамöй сись вылö! Выходит глагол «Мичмöдам».

–Ребята, мы же забыли с вами украсить помещение. Видзöдлöй, пызан вылын куйлöны шаръяс. Кому сегодня понравилось на празднике у Бикиня, тот выбирает цветной шар и вешает на доске, а кому ничего не понравилось, выбирает белый шар. Каждый подходит и говорит : «Ме босьтi…шар».

- Ну что ж ребята, оказывается День рожденье праздновать не такое уж и лёгкое дело. Что важно учесть гостям? (Придумать поздравление, подготовить подарок, помочь имениннику приготовить праздничный стол)

- Пока готовились ко Дню рождению и его отмечали, мы столько всего успели повторить на коми языке. Давайте вспомним, на какие темы мы с вами повторили слова? (цвета, числа, еда, слова-действия, коми песню, выучили игру на коми языке.)

слайд (Торт и отметки)

-Ребята, посмотрите, Бикинь нас угощает тортом, но он оказался не простым, а с сюрпризом. Бикинь за ваш труд дарит вам всем отметку «5».

-Аттьö уджалöмысь!

Чужан лун

Видза кор öм

Дона ёрт!

Кора талун тэн ö 12 часын

менам чужан лун вылö.

Бикинь

пö си

сь ышт пöль

сись

п öльыштам

Дона Бикинь!

Чол öмалам тэнö

Чужан лунöн!

шыд

ч ö дъя пирöг

Ворсам

Чолöмалам

Сьылам-йöктам

Сьылам-йöктам

Кыдзи Бикинь Чужан лун ö

Ми пöжлiм тупöсь нянь,

Тупöсь нянь, тупöсь нянь.

Кодi муса, сiйö шань.

Мичмöдам


Шочмо кечет дене алал кумылын саламлена. Тыланена пенгыде тазалыкым, йолгорно гай кужу ӱмырым, шошо леве мардеж гай куштылго кап-кылым, памаш вӱд гай яндар шӱм-чоным, илышыштет да коштмо корныштет — пиалым. Тек вуй ӱмбалнет чевер кече гына шыргыжеш.

Тачысе сылне лӱмгече пайремет дене саламлен, тыланен кодына пенгыде тазалыкым, кужу умырым, чон ласкалыкым да ласка шонгылыкым.

Тазалыкет пенгыде, кочшаш киндет перкан, йӱшаш вӱдет яндар, вий-куатет самырык годсо гай да ӱмырет йогын вӱд гай кужу-кужу лийже.

Шочмо кечет дене саламлен, тыланен кодына самырык тумо гай таза, вис-вис пеледыш гай мотор да весела илышым. Ерыште ийын коштшо мужыр йӱксӧ гай пиалан лий. Ӱмырет йолгорно гай кужу лийже.

Ачай, тургыжланымаш, ойго да осал шонымаш эреак ӧрдыжтӧ кодышт, а шӱм-чонет ласкалык дене лыпланыже. Шоҥгылыкым веселан вашлийын, пошкудо да йолташ-влак дене келшен, умылен, икте-весым пагален, илыш-корным шуяш тыланена. Пиалан, таза да кужу ӱмыран лий.

Тыланена волгыдо пиалым, ешыште ваш умылымашым, пагалымашым, пенгыде тазалыкым да кужу ӱмырым.

Ешлан поро, сай, кеч-могай жапыштат ӱшанле эҥертыш улметлан, пенгыде вий-куатетлан шӱм гыч лекше шокшо тау мутым каласена. Вуй ӱмбалнет канде кавам, кужу деч кужу ӱмырым тыланена. Тек шӱм-чонетым кече эреак ырыкта, ласкалык дене илыш вийым пуэн шога.

Илышет лийже муро гае йоҥгыдо, кече гае волгыдо, вурс гае пенгыде, пеледыш гае эреак сӧрал, памаш вӱд гай яндар. Пеленет эреак тыйым пагалыше да йоратыше, умылен моштышо да полшен шогышо лишыл енет-влак лийыт.

шочмо кече дене саламлымаш мут-влак поздравление с днём рождения на марийском языке


Чолöмала, дона мамук!

Поздравляю, дорогая мамочка!

Сиа тэныд муслун, шуд, быд бурсö!

Желаю тебе любви, счастья, всего самого лучшего!

тэныд — тебе

сиа — желаю

шуд — счастье

муслун — любовь

дона — дорогая

мамук — мамочка ( -ук уменьшительно-ласкательный суффикс)

Чолöмалам аньясöс, нывъясöс,мамъясöс! — Поздравляем женщин, девушек, мам!

муса — милая

радейтана- любимая

сьöлöмшöр — сердечко моё (дословно — центр сердца)

тэ — ты

менам — моя (моё, мой), в коми языке нет рода

Ло шудаöн! — будь счастлив(а)

Быд бурсö! — всего хорошего

Например, поздравление может звучать так:

Муса ёрт! Чолöмала!

Тэ менам радейтана ныв, менам сьöлöмшöр!

Ло шудаöн! Быд бурсö!

Ёрт – друг

Еще записи по теме


Издание выпущено РОД "Коренные женщины РК" при поддержке Министерства национальной политики РК.


Поздравление с днем рождения на коми языке

Информация получена с сайтов:
, , , ,