Опыт проведения классных часов в начальной школе показывает: порой дети не умеют налаживать доброжелательные отношения во взаимодействии друг с другом, перебивают собеседника, переходят на крик, чтобы привлечь к себе внимание.
Впрочем, многие взрослые тоже так себя ведут, и эта модель поведения уже отчасти усвоена нашими детьми. Важно научить младших школьников не только высказывать свои мысли, но и слушать других. В данной статье представлены упражнения и игры, направленные на воспитание доброжелательных отношений среди школьников, которые могут быть использованы при проведении классных часов.При проведении таких классных часов важна организация пространства. Лучше, чтобы дети сели в круг или полукруг — так они все находятся в равных условиях, видят друг друга, что способствует возникновению чувства общности, сплоченности, защищенности, располагает к общению. Такая организация пространства становится для детей символичной, повышает их интерес к происходящему, а именно интерес стимулирует развитие всех психических процессов учащихся, активизирует их деятельность и дает необходимый педагогический результат.
Упражнение «Ласковое имя»
Цели: способствовать эмоциональному раскрытию каждого учащегося; стимулировать к проявлению доброжелательности во взаимоотношениях с одноклассниками.
Оборудование: листы бумаги, ручки.
I этап
Учитель спрашивает у детей, какими ласковыми словами они называют родителей; просит записать эти слова на листках бумаги.
II этап
Ученики по кругу отвечают на вопросы: какими ласковыми словами ты называешь маму, папу, бабушку, дедушку, сестричку, братика? а как ласково они называют тебя? что ты чувствуешь при этом?
III этап
Ученики по кругу говорят соседу справа комплимент. Упражнение начинается со слов: «Мне нравится в тебе...» или «Мне нравится, что ты...»
Рефлексия
Приятно ли вам, когда вас называют ласковым именем? Тяжело ли называть окружающих ласковым именем? Почему? Хорошо ли было бы, если бы все обращались друг к другу ласково?
Упражнение «Настроение»
Цели: создать условия для изучения самого себя, особенностей и возможностей своей личности; стимулировать к проявлению доброжелательности по отношению к одноклассникам.
Оборудование: листы бумаги, фломастеры.
I этап
Учитель говорит, что каждому человеку иногда бывает грустно, и спрашивает у детей, почему, на их взгляд, так происходит.
II этап
Сообщается, что настроение — это или положительное (когда чувствуешь радость, восторг и под.) или отрицательное (когда испытываешь скуку, печаль) эмоциональное состояние человека. Нужно учиться контролировать проявление плохого настроения, чтобы от этого не страдали окружающие. Совместно придумываются различные способы поднять настроение.
III этап
Учитель предлагает детям нарисовать что-нибудь для соседа справа, чтобы поднять ему настроение.
Рефлексия
Какое у вас настроение? Кому понравился рисунок, подаренный одноклассником? Какие новые способы поднять настроение узнали?
Игра «Цветик-семицветик»
Цели: самоактуализация личности, развитие доброжелательных отношений с одноклассниками.
Оборудование: листы бумаги формата А4, фломастеры, ручки.
I этап
Дети по кругу заканчивают предложение: «Если бы я был волшебником, я бы непременно...»
II этап
Организуется беседа, у кого из ребят желания были полезны для:
• всех людей на Земле;
• страны, в которой мы живем;
• окружающих людей (родителей, родственников, друзей);
• самого себя.
III этапДети рисуют цветик-семицветик, записывают на его лепестках свои желания. Условие: одно из семи желаний должно быть связано с одноклассниками.
IV этап
Дети зачитывают желания для себя (если хотят), затем для одноклассников, предполагают, какое из них может сбыться и когда.
Рефлексия
Какое задание для вас было наиболее трудным? Что может сделать каждый из вас, чтобы пожелания для нашего класса сбылись?
Упражнение «Вопросы»
Цели: осмысление ценностей человеческой жизни; изучение самого себя, особенностей и возможностей своей личности; развитие индивидуальности, доброжелательных отношений с одноклассниками.
Оборудование: листы бумаги, ручки.
I этап
Дети по кругу отвечают на вопросы учителя:
• Зачем нужно ходить в школу?
• Зачем люди улыбаются друг другу?
• Зачем делать друг другу подарки?
• Почему люди совершают плохие поступки?
• Почему нельзя ходить по газонам?
• Почему надо убирать в своей комнате?
• Почему люди любят природу?
• Зачем нужно читать?
• Для чего нам музыка?
II этап
Учитель просит детей придумать интересные вопросы и записать их на листках бумаги.
III этап
Дети перечитывают составленные вопросы, выбирают из них самый интересный и задают его соседу справа.
Рефлексия
Чей ответ на вопрос был самым интересным? Ответ на какой вопрос оказался для вас наиболее трудным? Тяжело ли было задавать вопросы? Для чего люди задают друг другу вопросы?
Игра «Пиктограмма»
Цели: изучение возможностей своей личности; развитие воображения, творческих способностей, умения объективно себя оценивать.
Оборудование: листы бумаги А4 (по 4 для каждого ученика), ручки или фломастеры.
I этап
Учитель сообщает: пиктограмма — это графическое изображение всякого рода информации, нарисованный знак. Например, ложка и вилка крест-накрест — столовая; крест — аптека или пункт медицинской помощи. Дети придумывают и рисуют пиктограммы: «У нас дружный класс», «У нас перемена», «У меня плохое настроение», «Мне весело».
II этап
Дети демонстрируют нарисованные пиктограммы.
III этап
Дети меняются пиктограммами с соседом справа, выставляют друг другу отметки. Затем оценивают себя.
Рефлексия
Что нового узнали о себе? О ребятах нашего класса? Чья пиктограмма показалась вам самой удачной?
Игра «Рюкзак в поход»
Цели: осмысление ценностей личности человека; развитие чувствительности в восприятии окружающего мира, умения объективно оценивать себя и окружающих.
Оборудование: рюкзак.
I этап
Дети по кругу заканчивают предложение: «Поход — это здорово, потому что...»
II этап
Учитель просит детей представить, что они отправляются в поход. Для этого надо собрать рюкзак. В центр круга ставится пустой рюкзак. Дети по очереди перечисляют предметы, которые понадобятся всему классу в походе.
III этап
Дети отвечают на вопросы: какие человеческие качества важны в походе и почему? Какие человеческие качества в походе мешают?
Рефлексия
Чей предмет в рюкзаке оказался самым полезным для всего класса? Какое качество человека особенно помогает в походе? Кто из ребят нашего класса обладает этим качеством?
Упражнение «Подарок»
Цели: осмысление важности нежного, внимательного отношения к родным, друзьям, другим людям; формирование доброжелательности, щедрости.
Оборудование: небольшие подарки для одноклассников (открытки, ручки, блокнотики и др.).
I этап
Учитель предлагает поразмышлять над вопросом: «Зачем нужны подарки?» Каждый ученик по кругу продолжает фразу: «Подарок — это то, что...»
II этап
Учитель говорит, что получать подарки приятно и взрослым, и детям. Подарки могут быть маленькими и большими, дорогими и дешевыми, съедобными и несъедобными и т. п., главное, чтобы они делались от души.
III этап
Дети по кругу отвечают на вопросы: какой подарок ты бы хотел получить на день рождения от родного человека? какой подарок лучше всего вручить другу? а человеку, которого ты мало знаешь?
IV этап
Дети по кругу дарят своему соседу справа подарок. Отмечается, что делать это надо от души, с пожеланиями, а человек, получивший подарок, должен обязательно за него поблагодарить.
Рефлексия
Чем понравился подаренный сувенир? Что было приятнее: дарить или получать подарок?
Упражнение «Улыбка»
Цели: развивать наблюдательность; учиться понимать людей, быть доброжелательными и приветливыми с окружающими.I этап
Каждый ученик приносит на занятие фотографию близкого человека (мамы, папы, бабушки и др.). Учитель озвучивает задание: рассказать в нескольких предложениях о родственнике (кто это, какой у него характер, чем он занимается, чем увлекается).
II этап
Выступления учеников.
III этап
В класс входит не знакомый детям человек. (Учитель может пригласить кого-либо из своих знакомых.) Этот человек должен обязательно улыбаться. Учитель представляет незнакомца детям и спрашивает их: «Что вы можете сказать об этом человеке»?
IV этап
Организуется совместная беседа об улыбке, ее значении при первом знакомстве людей друг с другом, при общении людей. Учитель зачитывает афоризмы: «От улыбки станет всем светлей», «Улыбка человеку ничего не стоит, но много дает», «Улыбка обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает» и др.
Рефлексия
Как чувствовали себя на занятии? Что нового узнали?
Упражнение «Добрые слова»
Цели: способствовать эмоциональному раскрытию каждого учащегося; стимулировать детей к использованию добрых слов в общении друг с другом; развивать умение доброжелательно взаимодействовать с одноклассниками.Оборудование: листы бумаги формата АЗ, ручки.
I этап
Учитель рассказывает, что на свете есть слова красивые, добрые. Дети вспоминают добрые слова (мама, улыбка, солнце, радость и др.), записывают их.
II этап
Дети по кругу называют одно из записанных добрых слов, а сидящий справа одноклассник придумывает с этим словом предложение.
III этап
Учитель сообщает, что кроме добрых, красивых слов существуют злые, некрасивые, грубые слова. Они могут расстроить, обидеть человека, разозлить его, поэтому такие слова нельзя употреблять.
Рефлексия
Какое доброе слово вы использовали редко, а сейчас будете произносить чаще? Почему люди не хотят слышать злых слов? Какие предложения с добрыми словами особенно запомнились?
Упражнение «Хороший класс»
Цели: развивать умение позитивно взаимодействовать друг с другом; учиться быть приветливыми и доброжелательными с одноклассниками.I этап
Дети по кругу завершает фразу: «В нашем классе хорошо, когда...»
II этап
Организуется беседа о том, что каждый ученик может сделать для того, чтобы класс был дружным. Каждый по кругу высказывает положительное мнение о классе, продолжая фразу: «Я считаю, что ребята нашего класса молодцы, потому что...»
Рефлексия
Что делает класс дружным? А что мешает классу быть дружным?
Серьезный срок — четыре года,
Все было: радости, невзгоды,
И смех, и горести, и слезы,
И летом — зной, зимой — морозы!
Я с днем рождения поздравляю,
Тебе сердечно я желаю,
Чтоб ты росла и хорошела,
Была бы доброй и умелой!
Чтоб часто маме помогала,
Свои игрушки убирала.
Чтоб все на свете знать могла,
Счастливой, умненькой росла!
Мальчику
Поздравляем вас, друзья.
Вот прошло четыре года —
Увеличились у вас
Траты все и все расходы.
Ваш ребенок-егоза
Пусть растет всегда здоровым,
Каждый день радует вас
Достиженьем ярким новым.
Малышу желаем мы
Много радости, веселья.
Никогда не ощутит
Пусть плохого настроенья.
Вырастет мальчишка пусть
Очень смелым и отважным,
Всё, чем будет увлечен,
В жизни будет пускай важным!
Поздравляю тебя, чудо, тебе сегодня 4 года. Желаю тебе прекрасных и чудесных мгновений в жизни, ярких лучей счастья и радости, грандиозных праздников и весёлых игр. Пусть на твоём пути встречаются только добрые люди, пусть для тебя мир открывает двери к просторам интересных увлечений и забавных впечатлений.
С днём рожденья, почемучка,
С праздником, мышонок.
Поздравлений чудо-кучку
Передал тебе зайчонок.
Прискакал из леса он,
И просил сказать тебе,
Что хороший ты ребёнок,
Будь таким всегда везде.
Пожелал тебе ушастый
В день четвёртых именин
Много радости и счастья
И сиять, как апельсин.
С Днём Рождения, малыш!
Четыре года — это много.
Пусть ведёт по жизни дальше
Дней весёлая дорога,
Пусть сбываются мечты,
От больших до самых малых,
Будет много приключений,
Как в цветных больших журналах.
Слушай маму, слушай папу
И с друзьями не ругайся,
Всегда смышлёным, озорным
И весёлым оставайся!
Чей малыш всех лучше в мире?
Ну, конечно, только мой!
И тебе уже четыре,
Карапузик дорогой!
Будь счастливым и здоровым,
Радуй папу и меня,
И пускай подарком новым
Утро радостного дня
Удивит тебя скорее,
Чтоб запомнилось тебе:
Для меня ты всех роднее
На огромнейшей Земле!
Твой сегодня день рождения,
Тебе уже — четвертый год.
Игрушек, сладостей желаю,
И пусть тебе всегда везет!
Желаю много ярких мишек,
Леденцов и шоколада.
Будь всегда здоров, успешен,
А что ещё для счастья надо?
Желаю быть, как мама добрым,
И послушным малышом.
И, как папа, будь ты храбрым,
Все пусть будет нипочем!
Тебе уже 4 года,
Малыш мой, ты — совсем большой.
Желаю быть тебе здоровым,
Ведь тебя любят, всей душей.
Игрушек, сладостей чтоб горы,
Каждый день тебе дарили.
И по-чаще что б в твой адрес,
Комплименты говорили!
Пусть смех звучит твой, звонкий, яркий,
И я желаю чтобы ты,
Счастливым был, большим и смелым,
И пусть все сбудутся мечты!
Вот уже 4 года — с днем рождения тебя!
Жить тебе всегда счастливо, со здоровьем и любя,
Пожелаем милой крохе — и удачи же во всём,
Радостью пусть будет полон твой весёлый, теплый дом,
Окружат тебя вниманием пусть и лаской, и добром,
Исполнения желаний не отложат на потом,
Балуют пускай родные, развивайся лишь, расти,
Пускай то, что пожелаешь, жизнь сумеет принести!
Вот тебе 4 годика исполнилось,
В этот день хорошее лишь вспомнилось,
Сколько улыбок еще впереди,
Столько счастливого будет пути.
Небо и солнце, радуга, счастье,
Не будет в жизни ни капли ненастья,
Веселые дни и сладкая ночь,
Слезы и горе прогоним мы прочь.
Победы и радость от каждого дня,
Судьба поцелует улыбку даря,
А ангел тебя охранять только будет,
Он про тебя никогда не забудет.
Суета сейчас в квартире,
Пляшут пол и потолок,
Ведь тебе уже четыре.
С днем рождения, дружок.
Пусть твои сияют глазки,
Губки песенки поют,
Пусть к тебе приходят сказки
И чудеса повсюду ждут.
Очень понравилось Поздравление!
Его можно также использовать и для других поводов, немного изменив текст. Примерно так:
-Будьте всегда и во всём Первыми.
-Пусть у каждого из вас будет Вторая половинка.
-Желаю, чтобы вы никогда не были в отношениях Третьими лишними.
-Чтобы у каждого из вас был свой дом т.е. свои Четыре угла, Четыре стены.
-Чтобы за всё, что вы берётесь, у вас всё получалось только на Пять!
-Чтобы вас никогда не подводило Шестое чувство.
-И чтобы от счастья вы были на Седьмом небе.
-И сидя на облаках, предлагаю моим дорогим гостям поднять бокалы За то, чтобы всё это сбылось.
Говорил попугай попугаю:
Я тебя, попугай, попугаю.
Отвечает ему попугай:
Попугай, попугай, попугай!
У Киры и Фиры
В квартире был пир:
Факир ел зефир и
Кефир пил Факир.
А Фира и Кира
Не пили кефира,
Не ели зефира –
Кормили факира.
Четверть часа чиж чижихе
Пел частушки на Плющихе.
Черный кот, большой чудак,
Влез послушать на чердак.
Цветик-семицветик я держу в руке,
Сто желаний вертятся в моей голове.
Куклу Барби хочется и велосипед,
Заварных пирожных, дорогих конфет,
Пианино новое, классный телефон,
Туфли, как у Золушки, бархатный сезон
На далёком острове средь зелёных пальм -
Лепестков для этого мне совсем не жаль.
Только почему одна девочка сидит,
И слезинка на щеке бусинкой блестит?
Говорю: «Давай дружить, поделюсь цветком,
Нам с тобою на двоих хватит лепестков».
«Ничего не надо мне, - молвила она,
Мама-мамочка моя тяжело больна».
Сорвала я лепесток и молю его,
Чтобы поскорей помог вылечить её.
Следом лепесток второй в небо полетел,
Попросила у него много добрых дел.
Три, четыре, пять, шесть, семь…Чудо-лепестки
Разлетелись по земле, словно пузырьки.
И у девочки в глазах вспыхнул яркий свет,
Ведь дороже мамочки в нашей жизни нет.
Цветик-семицветик был в моих руках,
А теперь исчез он в белых облаках.
фото из интернета
Целых «четыре» — это не шутки!
Счастья желаем нашей малютке:
Ротику — смеха, глазкам — свечения.
В жизни — успехов и приключений.
Пусть окружают добрые сказки,
Папы затеи, мамины ласки,
Силы моторчик, вагон интереса,
Шустрого роста, отличного веса.
Крепкую память, цепкий умишко,
Игр интересных с друзьями вприпрыжку,
Легкий характер, добрую душу.
Маму и папу с радостью слушать.
Для мамы с папой день счастливый,
Тебе исполнилось 4!
Ребенок умный, очень милый.
И удивительней нет в мире!
4 свечки ты задуешь,
Желанье сможешь загадать.
И пусть счастливым в жизни будешь,
А зла совсем не будешь знать!
С днем рождения поздравляем! Желаем, чтобы малыш рос здоровым и счастливым! Пусть он получит в жизни самые лучшие уроки, станет совершенным во всем. Будет радовать своих родителей успехами и достижениями. Расти умным и удивительным человечком!
Самой лучшей крохе в мире
Исполняется четыре.
С днем рождения поздравляем,
Молодчинкой быть желаем.
Егоза и шалунишка,
Подружись скорее с книжкой,
Умничкой будь — не незнайкой,
Но не становись зазнайкой.
Будь ты ласковым котенком,
Добрым, искренним ребенком.
Мир скорее познавай,
Нам на радость вырастай!
Четыре годика тебе.
Твой праздник нынче — день рождения:
Игрушки, яркие шары
И много сладких угощений.
Пусть раздается звонкий смех,
Пусть будут игры и веселье.
Сегодня ты счастливей всех,
И пусть не будет огорчений!
Тебе исполнилось четыре,
Ты ангелочек в этом мире —
Наш нежный, аленький цветочек,
Своих родителей росточек!
Ты словно цветик-семицветик.
От нас тебе большой приветик
И поздравления от души.
Быть нежным солнышком спеши!
Будь чудом ласковым и добрым,
Ребенком миленьким и бодрым,
Лучистым зайкой, заводным,
Всегда послушным и родным!
Ты уже большой ребенок,
Можешь пальцы сосчитать,
На работу в садик ходишь.
Что такому пожелать?
Я друзей тебе желаю,
Чтобы было с кем играть,
Полетать на самолете,
В Диснейленде погулять.
Чтобы мама научилась
Суп готовить из конфет,
Чтоб глаза твои светились
Счастьем от больших побед.
Четыре года... Ты уже большой!
Мы от души тебя сегодня поздравляем.
Пусть у тебя всё будет хорошо.
Улыбок, счастья, радости желаем!
Расти здоровым, береги себя.
А маму с папой уважай и чти.
Мы поздравляем с днем рождения тебя.
Пусть исполняются, малыш, твои мечты.
Девочке
Ого, тебе четыре года!
Уже ты взрослая почти.
Скорее выучи все буквы
И маме сказочку прочти.
Про цифры не забудь ты тоже,
Чтоб папе помогать считать,
По сколько штук, идя с работы,
Пирожных мог он покупать.
Расти, малышка, доброй, умной,
Красивой, смелой, озорной.
Пускай здоровье крепким будет,
Печаль — обходит стороной!
Что за праздник необычный?
Что за носик симпатичный?
Чьи сияют глазки ярко,
Смотрят хитро, ждут подарка?
Кто поможет, кто ответит
Мне на все вопросы эти?
Я немножко посмотрела
И додумалась, в чём дело.
Лучик шепчет с небосвода,
Что тебе 4 года!
С днем рожденья, с днем варенья!
С днем веселья и везенья!
Раскрывай скорей подарки,
Будет праздник очень ярким.
В четыре года впереди вся жизнь,
Лови за хвост удачу и держись.
Пусть все твои сбываются мечты,
Оберегает ангел с высоты.
Еще тебе хотим мы пожелать
Побольше мест прекрасных увидать
И жизнь прожить, похожую на сказку,
В заботе, нежности, любви родных и ласке.