День инженера механика ВМФ

На сайте нашего интернет-военторга вы сможете подобрать к 23 февраля подарки для мужчин всех возрастов, с разными...

Магазин подарков...

В военторге Военпро вы можете купить юбилейные медали, береты, флаги, футболки и другие товары с символикой пожарных и...

Лучшие подарки ФСБ для настоящих чекистов от крупнейшего производителя атрибутики для спецслужб и армии...

Рассказ о РВСН, история которых прочно связана с развитием баллистических ракет и...

Сегодня все представители армянской нации сплотились как монолит. Каждый армянин, представитель диаспор в любой стране...

Морпехи России уже давно стали легендой. Черные береты морской пехоты - это знак качества в ратном деле. Узнать о них...


А по народному календарю 10 января отмечается Домочадцев день, или Рождественский мясоед. Этот день не был праздничным в полном смысле этого слова – просто с этого дня стартовал длительный период определенного образа жизни православного крестьянина — времени, когда в пищу можно употреблять мясо. Кроме религиозных мотивов, это было связано также с тем, что в первые дни января было принято забивать скотину. Следовательно, на столе появлялось мясо — в первую очередь, свинина. Однако это не отменяло еженедельный пост по средам и пятницам. В народе говорили: «Мясное — в мясоед, но постному — свой черед». В это время начиналась пора свадеб. Когда, как не в Мясоед, семьи молодых могли накрыть богатый стол для гостей? А поскольку Рождественский мясоед был долгим (он продолжался до Масленицы), времени для веселых брачных обрядов и застолий вполне хватало. Мясоед называли также Домочадцевым днем. Вся семья собиралась в доме: сообща выполняли работы по хозяйству, вместе садились за стол. Этот день напоминал о том, что семейное согласие — самое дорогое, что может быть у человека. «Когда в семье лад, то и дело спорится, и достаток родится», — говорили люди. Существовали и приметы на погоду для этого дня. Считалось, что если в этот день на скирдах ляжет иней, то лето будет дождливым.


День инженера механика ВМФ

10 января отмечается День инженера-механика ВМФ. В современной России праздник появился в 1996 году, после того как был утвержден приказом Главнокомандующего ВМФ, однако праздноваться он начал задолго до этого.

Впервые "Положение о Корпусе инженер механиков Морского ведомства" было утверждено 29 декабря 1854 года (10 января 1855 по новому стилю) российским императором Николаем I. С тех пор эта дата и считается праздничным днем для этих флотских специалистов.

Высочайший указ императора не только переименовал корабельных инженеров, обслуживающих "пароходные машины" в инженер-механиков морского ведомства, но и определил штаты и табели созданного Корпуса для Балтийского и Черноморского флотов, а также сроки и условия производства из чина в чин, денежное довольствие и т.д.

В своем виде Корпус инженер-механиков просуществовал до 1886 года, когда император Александр III провел реорганизацию, введя пять должностных званий для корабельных инженеров: инспектор механической части, флагманский инженер-механик, старший инженер-механик, помощник старшего инженер-механика, младший инженер-механик. Для инженер-механиков были определены 300 должностей, которые они могли занимать на кораблях. В 1905 году для инженер-механиков были введены общевойсковые звания, морские звания были возвращены только в 1913 году с приставкой "инженер-механик".

В советское время инженер-механики продолжали нести службу в составе Военно-морского флота СССР. Инженеры-механики несут службу в БЧ-5 (электромеханическая боевая часть), обеспечивая эксплуатационную безопасность корабля. Командир БЧ-5 возглавляет одно из самых многочисленных корабельных подразделений, куда входят три дивизиона: движения, живучести и электротехнический. Механики определённо лучше многих других членов экипажа знают устройство корабля, осуществляя его обслуживание в любое время суток, в море и на базе. Корабль жив, пока жива его электромеханическая боевая часть и исправна техника.

Поздравляем с профессиональным праздником всех причастных!

Праздничная дата — День Инженера-механика ВМФ — была установлена на 10 января указом главнокомандующего Военно-морским флотом только в 1996 году. До этого механики на флоте не имели своего профессионального праздника.

Как известно, флотоводство развивалось на Руси с древнейших времен. Еще до крещения Руси князья снаряжали экспедиции, которые ходили в набеги на богатые земли. С развитием государственности значение флота увеличивалось, поскольку нужно было налаживать торговлю с иноземными партнерами. Но владение ключевыми морскими портами было заветной мечтой для многих держав, так что военная флотилия развивалась еще быстрее торговой. В Российской Империи основы мощного военного флота заложил Петр Великий.

Первые суда были парусными и сильно зависели от направления и силы ветра, поэтому использование их было ограничено погодными условиями. Но в XIX веке были построены первые пароходы, которые имели собственный движитель, позволяющий команде выбирать курс независимо от ветра. Первые модели паровых силовых агрегатов не отличались высоким уровнем надежности, поэтому нередко выходили из строя. Провести ремонт в открытом море не так просто, ведь для этого нужны особые навыки. Так что в команду начали набирать специалистов, которые хорошо разбирались в строении агрегата и могли провести экстренную починку в экстремальных условиях. С начала постройки паровых судов, управление машинами кораблей и судов возлагалось на вольнонаемных механиков или на офицеров Корпуса корабельных инженеров. Первый русский военный корабль с паровым двигателем «Метеор» был построен в городе Николаеве в 1825 году. И с этого времени, скорее всего, и появилась в России необходимость в профессионалах: военных инженерах флота.

С 1832 года механиков для судов стали готовить в кондукторных ротах Учебного морского рабочего экипажа. А уже 29 декабря 1854 года Указом Императора Николая I был образован Корпус инженер-механиков морского ведомства. Данным указом корабельные инженеры, служащие по части управления пароходными машинами, переименовывались в инженер-механиков морского ведомства. Были определены штаты и табели Корпуса инженер-механиков для Балтийского и Черноморского флотов, сроки и условия производства из чина в чин, их денежное довольствие.

С 1872 года Корпус инженер-механиков стал комплектоваться выпускниками механического отделения Технического училища морского ведомства в Кронштадте.

15 мая 1886 года указом императора Александра III Корпус инженер-механиков был реорганизован. Были введены пять особых должностных званий для инженер-механиков: инспектор механической части, флагманский инженер-механик, старший инженер-механик, помощник старшего инженер-механика, младший инженер-механик. Были определены 300 должностей, занимаемых инженер-механиками. Для перечисления в высшие звания установлены особые цензовые требования, основывающиеся на расчёте числа лет службы и месяцев плавания.

инженер-механики царских времен

В 1905 году при проведении реформ флота после русско-японской войны для этих специалистов были введены общевойсковые звания. В 1913 году инженер-механикам были присвоены общеморские звания (чины) с добавлением к ним «инженер-механик».

Механики с момента появления на Российском флоте были «черной костью». Ведь в основном первые инженеры флота были выходцами из низших классов российского общества: разночинцы, интеллигенты, купцы. А офицеры флота как повелось с петровских времен, были сплошь дворяне. От этого и пошло неравенство. Например, носить саблю с парадной формой механики не имели права. Они не представлялись к военному ордену Святого Георгия и так далее.

Так после беспримерного по героизму боя крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» против крейсерской эскадры японцев, произошедшего 27 января 1904 года в Чемульпо, все офицеры этих кораблей царем Николаем II были награждены орденом Святого Георгия IV степени за исключением механиков и врачей. Их наградили орденом Святого Владимира с мечами — III степени. Общественность России страшно возмутилась, в прессе поднялся скандал. И император впервые изменил установленный и давно отживший свое порядок награждения. По сути, это было начало восстановления равенства между офицерами флота!

Да и вообще находясь на одном корабле, где от действий каждого зависит жизнь всех находящихся на борту корабля людей, а главное, выполнение боевой задачи, исключали деление на касты. Ведь механики гибли в боях ничуть не реже остальных. А, может, даже и чаще. Та же трюмная команда с механиками и кондукторами во главе боролась за живучесть гибнущего судна до конца, и часто у них не хватало времени подумать о собственном спасении. В конце концов, осознание этой истины привело к тому, что в 1913 году морское министерство уравняло механиков в правах и привилегиях с остальными офицерами флота. В честь героических инженеров — механиков начали называть боевые корабли. Например, миноносцы с именами «Инженер — механик Атанасов» — в честь инженера-механика с миноносца «Стерегущий», на котором в неравном бою погибли все до единого корабельные офицеры, «Инженер-механик Дмитриев» в честь инженер-механика с миноносца «Страшного» на котором в неравном бою погибли все корабельные офицеры, «Инженер-механик Зверев» инженер-механик с миноносца «Сильный», погибший в бою – закрыл своим телом пробитый паропровод миноносца.

инженер-механики времен револлюции

На современных военных кораблях, в целях лучшего применения оружия и использования технических средств в бою, создаются боевые части и службы. В том числе имеется и электромеханическая боевая часть (или БЧ-5, как ее кратко называют на корабле).

Инженер-механики флота как раз и относятся к Электромеханической боевой части. Их количество зависит от габаритов корабля и сложности установленного на нем оборудования. Но на любом судне, даже на небольшом патрульном катере, обязательно присутствует механик. В случае возникновения поломки он готов оперативно заняться ремонтом, чтобы вся команда могла благополучно добраться до берега…

А появились молоточки на погонах после вот этого приказа:

ПРИКАЗ МИНИСТРА ОБОРОНЫ СССР

№ 105 30 июня 1955 г.

г. Москва

О введении в действие Правил ношения военной формы одежды …

Наименование служб/ Виды эмблем

Инженерно-корабельная служба — Раздвижной ключ и молоток.

Инженерно-техническая служба (для офицеров, проходящих службу на кораблях и в штабах соединений кораблей) — Шестерня с трехлопастным винтом.

Инженерно-техническая служба (для генералов и офицеров, имеющих высшее техническое образование) — Раздвижной ключ и молоток.

Ну и в завершении хочется от всей души поздравить своих собратьев инженер-механиков с профессиональным праздником! Желаю всего самого наилучшего как в службе, так и в повседневной жизни! Здоровья, счастья, удачи и оптимизма! Давайте гордиться нашим легендарным прошлым и продолжать славные традиции корпуса инженер-механиков ВМФ. Ура, товарищи!)


Ещё некоторое время после своего победного сражения Александр Иванович Казарский командовал «Меркурием». Война меж тем закончилась, начались мирные переговоры, обмены пленными. Последний выход в море на «Меркурии» для Казарского был достаточно знаменателен. Из воспоминаний бывшего начальника штаба Черноморского флота вице-адмирала В.И. Мелихова: «На траверзе Инады сошлись на рандеву два корабля, неприятельский и наш, бриг “Меркурий”. […]


Информация получена с сайтов:
, , ,