Стих незнакомка

Александр Александрович Блок (1880 - 1921)

Незнакомка[]

По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.

Вдали, над пылью переулочной,
Над скукой загородных дач,
Чуть золотится крендель[] булочной,
И раздается детский плач.

И каждый вечер, за шлагбаумами,
Заламывая котелки[],
Среди канав гуляют с дамами
Испытанные остряки.

Над озером скрипят уключины,
И раздается женский визг,
А в небе, ко всему приученный,
Бессмысленно кривится диск.

И каждый вечер друг единственный
В моем стакане отражен
И влагой терпкой и таинственной,
Как я, смирён и оглушен.

А рядом у соседних столиков
Лакеи сонные торчат,
И пьяницы с глазами кроликов
"In vino veritas!"[]  кричат.     

И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.

И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна,
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.

И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями[],
И в кольцах узкая рука.

И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.

Глухие тайны мне поручены,
Мне чье-то солнце вручено,
И все души моей излучины
Пронзило терпкое вино.

И перья страуса склоненные
В моем качаются мозгу,
И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу.

В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.

  24 апреля 1906. Озерки  

Портрет А.А.Блока
работы К.А. Сомова, 1907

Стихотворение
А. А. Блока «Незнакомка».
Урок по лирике А.Блока


Стих незнакомка

Одно время Блок часто посещал вокзал и ресторан Озерков (дачный пригород Петербурга). Образ Незнакомки имеет много литературных источников, в том числе женские образы стихов Лермонтова. «Незнакомка» принесла Блоку широкую известность.
В статье "О современном состоянии русского символизма" Блок пишет: "Незнакомка. Это вовсе не просто дама в черном платье со страусовыми перьями на шляпе. Это – дьявольский сплав из многих миров, преимущественно синего и лилового. Если бы я обладал средствами Врубеля, я бы создал Демона; но всякий делает то, что ему назначено".
Из разбора "Незнакомки", принадлежащего З.Г. Минц: "Три части, на которые отчетливо делится текст, дают три разных ответа на вопрос о природе “высокого” поэтического идеала. Первая часть – иронична. Иронический эффект вызывается столкновением поэтической лексики и символики “первого тома” со “сниженным” бытом и реалиями. Вторая часть – лирическая (хотя и включает скептические вставки типа: “Иль это только снится мне?” и др.). Третья часть (подготовленная вставками в третьей части и полностью выявленная в последней строфе) возвращает нас, уже в форме прямой поэтической декларации, к мысли о нереальности поэтического идеала (“Истина в вине!”). (Минц З.Г. К генезису комического у Блока (Вл. Блок и А. Блок) // Минц З.Г. Александр Блок и русские писатели. СПБ.: Искусство – СПб., 2000. С. 433– 434). (вернуться)

2. «крендель булочной» – вывеска булочной (примета дачного пейзажа). (вернуться)

3. Котелок – твердая мужская шляпа с круглым выпуклым дном и небольшими полями. (вернуться)

4. "In vino veritas!" – "Истина в вине!" (лат.). (вернуться)

5. ...шляпа с траурными перьями... – для украшения женских шляп использовались перья страуса, журавля, павлина или фазана. Во второй половине XIX века крупные яркие перья для украшения шляп почти не употреблялись. Мода позволяла лишь драгоценные страусовые веера. А вот на рубеже XIX и XX столетий огромные перья вновь входят в моду. Черные перья полагались только для траура, а в полутрауре черное перо могло иметь белый кончик. (вернуться)

Стихотворение «Свободен путь под Фермопилами»

Свободен путь под Фермопилами[]
На все четыре стороны.
И Греция цветет могилами,
Как будто не было войны.

А мы – Леонтьева и Тютчева[]
Сумбурные ученики –
Мы никогда не знали лучшего,
Чем праздной жизни пустяки.

Мы тешимся самообманами,
И нам потворствует весна,
Пройдя меж трезвыми и пьяными,
Она садится у окна.[]

«Дыша духами и туманами,
Она садится у окна».
Ей за морями-океанами
Видна блаженная страна:[]

Стоят рождественские елочки,[]
Скрывая снежную тюрьму.
И голубые комсомолочки,
Визжа, купаются в Крыму.

Они ныряют над могилами,
С одной – стихи, с другой – жених...[]

Первая серьезная публикация в 1910 году, в петербургском еженедельнике «Все новости литературы, искусства, театра, техники и промышленности» были напечатаны 2 стихотворения «Осенний брат» («Он – инок. Он – Божий») и «Икар». Предположительно в этот же период познакомился с А. А. Блоком. О встрече с Г. Ивановым 18 ноября 1911 года имеется запись в блоковском дневнике: «...я уже мог сказать ему... о Платоне, о стихотворении Тютчева, о надежде так, что он ушел другой, чем пришел». Примечательно слово «уже», свидетельствующее о прогрессе в подобных беседах. Несколькими днями раньше (14 ноября) Блок записывает в дневник стихотворение Тютчева «Два голоса» (это стихотворение – призыв к мужеству в безнадежной борьбе перед лицом неизбежной гибели, которую можно рассматривать как поражение или же как победный венец). (вернуться)

Первая перекличка с блоковской «Незнакомкой», которая улавливается с первых же строк ивановского стихотворения, – это перекличка ритмическая. Стихотворение «Свободен путь под Фермопилами…» и «Незнакомка» имеют одинаковое метрико-строфическое строение (4-стопный ямб с дактилическими и мужскими окончаниями A’bA’b).
Блоковский текст «организует» две центральные строфы стихотворения, скрепленные сквозными рифмами (самообманами – пьяными – туманами – океанами; весна – окна – окна – страна). Далее в третьей строфе появляется символический противоречивый образ весны, который также восходит к Блоку.
Весна оказывается способной на огромном расстоянии узреть сегодняшнюю родину поэта – Советскую Россию, которая видится блаженной страной. Значительная дистанция, существующая между поэтом и Россией, подчеркивается фольклорным плеоназмом за морями-океанами (здесь также можно усмотреть гиперболу: Франция и Россия находятся на одном континенте). (вернуться)

Уже в этой последней аллюзии заложена двойственность образа блаженной страны: с одной стороны, у Блока берег очарованный и очарованная даль – нечто позитивное, подлинное, своего рода реализация лозунга «a relibus ad realiora» ("от реального к реальнейшему", лозунг, выдвинутый теоретиком русского символизма, Вячеславом Ивановым). Но, вместе с тем, эти образы неразрывно связаны с присутствующей в блоковской «Незнакомке» темой обмана, чего-то кажущегося и иллюзорного (Иль это только снится мне?). (вернуться)

Во-первых, противопоставлены друг другу зимний пейзаж в строках 17–18 и летний в строках 19–20.
В семнадцатой строке появляется один из атрибутов зимы – елка, «реабилитированная» к 1936 году, – но уже не как рождественская, а как «новогодняя» или «советская» (поэтому слово рождественские можно интерпретировать как метонимический эпитет). За идиллическим образом елочек (уменьшительно-ласкательный суффикс выдает особое трепетное отношение к «увиденному»; ср. иное звучание сходных строк О. Э. Мандельштама: Сусальным золотом горят / В лесах рождественские елки), однако, скрывается снежная тюрьма. Образ тюрьмы можно интерпретировать как метафору Советской России (ср. возникший еще в середине XIX века афоризм «Россия – тюрьма народов»), снежная – метонимический эпитет.
Столь же противоречива и картина летней жизни. Купающиеся в Крыму комсомолочки (снова уменьшительно-ласкательный суффикс) наделены эпитетом голубые, который можно интерпретировать как метонимический (комсомолочки купаются в голубом море), но можно и увидеть в нем шлейф символических значений. Ср., например, интерпретацию К. Д. Померанцева: «„голубые комсомолочки“, то есть именно голубые, чистые – те молодые русские души, которых еще не успел отравить бездушный марксистский коммунизм». Добавим к этому еще одну вероятную перекличку с блоковской «Незнакомкой»: И очи синие бездонные / Цветут на дальнем берегу. (вернуться)

Слово могилами отсылает нас к первой строфе стихотворения; перекличка между строфами осуществляется и на рифменном уровне – при помощи повторяющихся в первой и последней строфах женских рифм, построенных по принципу хиазма (Фермопилами – могилами, могилами – Фермопилами).
Таким образом, создается кольцевая композиция стихотворения и происходит соположение Крыма и Фермопил, а через это России и Греции в целом: во-первых, Фермопилы и Перекопский перешеек Крыма сходны как географические объекты (и то, и другое – узкие полосы земли, соединяющиеся с «большой землей»), во-вторых, оба места – это точки военных и национальных катастроф, символы сопротивления, закончившегося множеством могил. (вернуться)

К. Д. Померанцев в воспоминаниях о Г. Иванове, предлагая свою интерпретацию, делает акцент на приятии поэтом той жизни: «Русская молодежь неповинна в грехах родителей и не ведает, что живет в тюрьме. Лишенный собственных своих радостей, русский поэт радовался за нее». (вернуться)


По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.

Вдали над пылью переулочной,
Над скукой загородных дач,
Чуть золотится крендель булочной,
И раздается детский плач.

И каждый вечер, за шлагбаумами,
Заламывая котелки,
Среди канав гуляют с дамами
Испытанные остряки.

Над озером скрипят уключины
И раздается женский визг,
А в небе, ко всему приученный
Бессмысленно кривится диск.

И каждый вечер друг единственный
В моем стакане отражен
И влагой терпкой и таинственной
Как я, смирен и оглушен.

А рядом у соседних столиков
Лакеи сонные торчат,
И пьяницы с глазами кроликов
«In vino veritas!»* кричат.

И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.

И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.

И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.

И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.

Глухие тайны мне поручены,
Мне чье-то солнце вручено,
И все души моей излучины
Пронзило терпкое вино.

И перья страуса склоненные
В моем качаются мозгу,
И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу.

В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.

24 апреля 1906
_________________________________

* In vino veritas! — Истина — в вине! (лат.)

Анализ стихотворения «Незнакомка» Александра Блока

Чтобы понять смысл стихотворения «Незнакомка», надо знать историю его создания. Блок написал его в 1906 г. в тяжелый период, когда от него ушла жена. Поэт был просто раздавлен отчаянием и проводил целые дни в беспробудном пьянстве в грязных дешевых заведениях. Жизнь Блока катилась под откос. Он это прекрасно осознавал, но не мог ничего исправить. Измена жены поставила крест на всех надеждах и устремлениях поэта. Он утратил цель и смысл своего существования.

Стихотворение начинается с описания обстановки, в которой сейчас находится лирический герой. Он уже давно привык к мрачной атмосфере грязных ресторанов. Автора окружают постоянно пьяные люди. Вокруг ничего не меняется, сводит с ума своим однообразием и бессмысленностью. Даже источник поэтического вдохновения, луна, — всего лишь «ко всему приученный… диск».

В этой обстановке к лирическому герою приходит надежда на избавление в образе таинственной незнакомки. Из стихотворения непонятно, реальна ли эта женщина, или только плод воображения, искаженного непрерывным употреблением вина. Незнакомка в одно и то же время проходит между пьяными рядами и занимает свое место у окна. Она представляет собой существо из другого, чистого и светлого мира. Глядя на ее величавый облик, ощущая запах духов, автор понимает всю мерзость своего положения. В мечтах он уносится из этого душного зала, начинает совершенно новую жизнь.

Финал стихотворения неоднозначен. Вывод, к которому приходит автор («Истина в вине!»), может трактоваться двояко. С одной стороны, Блок не уподобился окружающим его пьяницам, окончательно утратившим надежду на будущее. Он осознал, что продолжает хранить душевное «сокровище», которым вправе распорядиться. С другой стороны, видение незнакомки и пробуждение веры в лучшее может быть просто пьяным бредом, за которым последует тяжелое похмелье.

Стихотворение написано образным языком. Эпитеты отражают душевную опустошенность автора («тлетворный», «бессмысленно», «сонные»). Мрачность обстановки усилена метафорами («влагой терпкой и таинственной», «с глазами кроликов») и олицетворениями («правит… тлетворный дух»).

Резкий контраст грязному ресторану представляет описание незнакомки. Автор выделяет только отдельные детали, имеющие для него символическое значение («упругие шелка», «узкая рука»). Мимолетность образа подчеркивает нереальность происходящего. В сознании автора стирается грань между мечтой и действительностью.

Стихотворение «Незнакомка» занимает особое место в творчестве Блока. В нем отражены искренние ощущения и размышления автора в период острого душевного и жизненного кризиса. Сделана попытка найти выход из этой губительной ситуации.

Категории стихотворения "Александр Блок — Незнакомка":

Читать похожие стихи:

Понравилось стихотворение? Поделитесь с друзьями!

Отзывы к стихотворению: 54

• «Я знаю: истина в вине.»
Очень сильное и красивое стихотворение. Трогает до глубины души…

• Бред полный, тяжело учится, рифмы почти нет!

• Рифма здесь есть абсолютно везде, а вы, сударь, просто не умеете читать!

• Образ прекрасной незнакомки противопоставляется грязи и пошлости окружающего мира, пробуждает светлое чувство надежды. Эти стихи трогают меня до глубины души.

• И я того же мнения

• Вечная классика. Очень лиричное произведение, которое передаёт тонкие чувства. Стихи знакомы со школы, но становятся понятны немного позже.

• Очередная хр*нь которую задали учить

• согласен

• Думаю, это было написано под Зеленой Феей… Очень красиво.

• Алкашня везде. Даже Блок пишет об алкашах упасть можно

• Мы с учителем разбирали стих. Он не про алкоголь.

• Учится очень легко, главное понять!

• Я тоже выучил, 12 получил. стих суперский!

• Всмысле 12?….

• Истинная поэзия! Не люблю большие стихотворения учить, но это оказался шедевром.

• Никто, лучше Блока, не скажет о женщине.

• Шикарное произведение, страсть про чувствуется, влечение.

• Да, сейчас бы написали шлягер «Ах, какая женщина!». Хорошо, что многие еще читают Блока. Это, как прививка от пошлости.

• В этом стихотворении чрезвычайно сильно проявился гений Александра Блока. Люблю иногда читать мысленно «Незнакомку», даже если занят какими-то обычными делами. Точно бы волшебство проступает посреди обыденности.

• Очень глубокое стихотворение, пронзило до глубины души, если сравнивать с другими его стихотворениями, это лучшее!
В нем действительно есть загадка и хочется продолжения!

• Мое любимое. Передает зачастую мое настроение. Духи, туман.

• Боже какой стих!! я в восторге!!!!!

• Гениально: «И шляпа с траурными перьями, И в кольцах узкая рука»

• стих классный, если его учить не надо…

• Я тоже в восторге всю неделю от того, что учу его!

• мое самое любимое стихотворение!!! Ещё со школы запомнилось ..
Готова каждое слово перечитывать: «Дыша духами и туманами…» Как красиво написал. Гений!

• Предпочитаю Пушкина но это стихотворение даже лучше чем «Я помню чудное мгновенье»

• Самое грустное, что конечно же, печальная незнакомка «Дыша духами и туманами» — это обычная шлюшка из кабака, каждый вечер приходящая на свою обычную работу….под действием алкоголя автор видит «берег очарованный и очарованную даль»…, остальное дорисовывает воображение, воспоминания детства и юности, когда у юноши из приличной семьи вырисовывается Идеал Прекрасной Дамы….. Гениальное стихотворение, конечно, ведь и мы тоже видим в этом опустившемся создании («иль это только снится мне?» ) облик Прекрасной Дамы……

• Ну да, стих норм, про одинокую бабу и рассказчика.
Передана неповторимая атмосфера общества.
За 1 час выучил, но забываю начало нового четверостишья.
БЛОК РЕСПЕКТ!

• стихи высший класс

• Хочу пойти в гости к двоюроному брату а мама говорит что мне нужно выучить стих о маме

• Истина не в вине.

• Полночное свидание

Здесь никто не ждёт
В этот тёмный вечер,
Я иду к окну,
Зажигаю свечи.

В небесах далёко
За стеклом пустым
Одинокий странник-
Месяц- пилигрим.

Млечный Путь сияет,
Вечности сестра,
В вышине сверкает
Серебром звезда.

Озарённый светом
Бледный лик,
Огонёк от сигареты-
Струйкой дым.

Полночь медленно пробьёт
Ровными шагами
Ты ко мне войдёшь
В лёгкой белой шали.

Еле слышно подойдёшь,
Обовьёшь руками,
Нежно голову склонишь
На плече печали.

Будешь слушать,как поёт
Лунная дорога,
Что ведёт лучом
К твоему порогу.

А когда утихнет
Звёздный дождь-
Скажешь:» До свиданья»
И уйдёшь…

Мне задует свечи
Пасмурный рассвет,
В утреннем тумане
Твой утонет след…

26 октября 1996

• Сопливая графомания.

• Я в восторге..душевно

• Даже по прошествии лет (учила его в школе), понимаю, что это лучшее стихотворение Лично для меня …»я послал тебе черную розу в бокале золотого как небо аи»- изыскано, волшебно и возвышено. Блок всегда для меня был загадкой- прочитала его биографию и остальные стихи. Все очень противоречиво и неоднозначно. Как будто разные люди писали…Большинство стихов- вообще не трогают, но некоторые в том числе и это » Вершина поэтического искусства»- ну это сугубо мое мнение.

• такой фигни как у Блока вы нигде не найдете, что за бессмыслица, невозможно нормально читать

• про пьянку к тому же… тошно читать даже!

• у вас ошибка бесмысленно пишется с двумя («cc» бессмысленно)

• Спасибо, Альгиз, вы абсолютно правы! Исправили ошибку)

• Алкоголь, это было только начало, но когда в гостях у Зинаиды Гиппиус он начал нюхать…, то стихи Блока ушли от истинной цели, а именно душевного восприятия

• Это какой-то

.на этом все

• Ахахахах, легкий, за час выучил

• а переходит в е духами и туманами и веют древними и т д

• стих пронзил мою душу

• С Блоком надо дышать одним воздухом и тогда будут понятны его стихи. Что касается «Незнакомки», а разве «траурные перья» ни о чём не говорят?

• В моей душе лежит сокровище
И ключ поручен только мне!

Ради этих строчек написано всё стихотворение! У БИ 2 попроще: Никто не придёт!

• Стих лёгкий, я выучила за 36 секунд

Я не учила, нам задали выразительное чтение, я его из книги на лист бумаги переписала, 4 раза на ночь прочитала, утром знала наизусть..

• Душевно получилось и со смыслом
Привет из Таганрога

• Блок, как и положено поэту, играет, мистифицирует. И, какую версию принять, зависит от нас. То ли всё, что написано, алкогольный бред. То ли 50% правда, а 50 -домысел. То ли прекрасная дама в его голове, и только, то ли она реальная «ночная бабочка». Вот эта многомерность стихотворения и есть признак настоящей поэзии. Автор создает мир, а что ты в нем увидишь, зависит от твоего опыта


Александр Блок - стихи

Незнакомка

По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.

Вдали над пылью переулочной,
Над скукой загородных дач,
Чуть золотится крендель булочной,
И раздается детский плач.

И каждый вечер, за шлагбаумами,
Заламывая котелки,
Среди канав гуляют с дамами
Испытанные остряки.

Над озером скрипят уключины
И раздается женский визг,
А в небе, ко всему приученный
Бесcмысленно кривится диск.

И каждый вечер друг единственный
В моем стакане отражен
И влагой терпкой и таинственной
Как я, смирен и оглушен.

А рядом у соседних столиков
Лакеи сонные торчат,
И пьяницы с глазами кроликов
«In vino veritas!»* кричат.

И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.

И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.

И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.

И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.

Глухие тайны мне поручены,
Мне чье-то солнце вручено,
И все души моей излучины
Пронзило терпкое вино.

И перья страуса склоненные
В моем качаются мозгу,
И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу.

В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.

24 апреля 1906
_________________________________

* In vino veritas! — Истина — в вине! (лат.)

Анализ стихотворения «Незнакомка» А. А. Блока

Самое известное стихотворение Блока, относящееся ко второму периоду творчества, - «Незнакомка».
Вся первая строфа этого стихотворения – фактически развернутая метафора, хотя многие исследователи утверждают, что можно с предельной точностью установить, где происходили события, описываемые в стихотворении. Сама картина не нуждается в подобной конкретизации:

«По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух»

Место действия у Блока не просто ресторан, но – ресторан, как будто вся грязь и пошлость большого города сконцентрирована на одном месте. «Горячий воздух дик и глух» - это не только о воздухе, может быть, и не только о нем, потому что логически с ним связан только первый эпитет. Здесь говорится об атмосфере города, о выжигающей пустоте и безысходности жизни, дикой и глухой толпе, о человеческой душе, глухой к красоте, истине, к самой жизни.
Последующие три строфы еще более усиливают этот мотив, подчеркивая дисгармонию мира:

«Над озером скрипят уключины,
И раздается женский визг,
А небе, ко всему приученный,
Бессмысленно кривится диск.»

Обратим внимание: в классической поэзии «вечер» - самое поэтическое время суток, пора умиротворения, «месяц» - один из самых поэтических образов. Так постепенно развертывается в стихотворении картина бессмысленного существования, лишенного красоты и гармонии.
Эти картины подготавливают появление чуда: слишком велик контраст между прошлым и появлением прекрасной Незнакомки. Само видение возникает как бы из вечерних сумерек, из пошлого крика пьяниц, скрипа уключин, визга женщин, возникает как отрицание дисгармоничного мира.
Незнакомка среди ресторанных столиков, среди пьяниц. На то, что это может быть просто сон, указывает только одна неожиданная деталь – «дыша духами и туманами», - немного поясняет слова автора. «Всегда и всюду больше и глубже всего лежит мирный туман..». Этот образ тумана еще более усиливает таинственность появления Незнакомки. Последующие три строфы заполнены сложной символикой, которая не поддается прямой расшифровке, да в ней и не нуждается. Здесь все хрупко, основано на таинственности, душа освобождается от пошлого давления повседневности, улетает в иные миры, открывая в своей глубине неведомые миру сокровища. Важно то, что душа человеческая на миг соприкоснулась с миром прекрасного. В таком контексте уже не режут слух слова:

«И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу».

Это реальные женские глаза, полные тайны и очарованья, это и символ вечной красоты мира, весеннего и цветущего, который еще существует, несмотря на вселенскую власть душного города, существует пусть только в мечте. В этом сложном переплетении смыслов и дан весь этот образ. Еще он нужен поэту для того, чтобы снова столкнуть в сознании читателя два мира: «пьяницы с глазами кроликов» - «очи синие бездонные». Из этого столкновения, может быть, и рождается мечта о прекрасной Незнакомке, этим же столкновением она и гасится.
Завершается стихотворение строфой, где есть два восклицательных предложения, смысл которых контрастно противопоставлен друг другу:

«В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина и вине».

Но если внимательно присмотреться к этой строфе, в ней должно быть еще одно восклицание. Незнакомка придет, очарует на миг – и исчезнет, растает как туман, из которого она возникла, а может быть, и соткала. Прекрасная мечта осветит на миг все уголки человеческие души, приоткроет ее сокровенные тайны и скрытые богатства, снова вернет к пошлой действительности. Побуждение от этого становится ещё более трагичным.

Стихотворение. Александр Блок: незнакомка.



По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.

Вдали над пылью переулочной,
Над скукой загородных дач,
Чуть золотится крендель булочной,
И раздается детский плач.

И каждый вечер, за шлагбаумами,
Заламывая котелки,
Среди канав гуляют с дамами
Испытанные остряки.

Над озером скрипят уключины
И раздается женский визг,
А в небе, ко всему приученный
Бессмысленно кривится диск.

И каждый вечер друг единственный
В моем стакане отражен
И влагой терпкой и таинственной,
Как я, смирен и оглушен.

И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.

И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.

И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.

И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.

Глухие тайны мне поручены,
Мне чье-то солнце вручено,
И все души моей излучины
Пронзило терпкое вино.

И перья страуса склоненные
В моем качаются мозгу,
И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу.

В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.


Информация получена с сайтов:
, , , ,