Другие работы автора:
Из фото в рисунок Обрисовка портрета по фото, изменение деталей. Степень схожести с оригиналом - по желанию заказчика. Фотограф - Наталья Алимурадова.
Ретушь, замена фона Фотограф - Юлия Юркевич.
Склейка фотографий, ретушь Склейка фотографий для достижения наибольшей резкости, последующая ретушь.
Donny & Marie Osmond - The Perils Of Marie (The Buzz Saw) Перевод ролика с английского на русский язык. Транскрибация с последующим переводом.
Ретушь фото
Ток-шоу "Пусть Говорят" - Ошибка в Роддоме.
Логотип "Забота"
Примеры стихов
Показать всеАлександр СоловьёвМаргарита АгашинаЕвгений АграновичГеоргий АдамовичКонстантин АксаковСергей АксаковМаргарита АлигерИннокентий АнненскийМихаил АнчаровАлексей АпухтинКлара АрсеневаЭдуард АсадовНиколай АсеевБелла АхмадулинаАнна АхматоваЭдуард БагрицкийКонстантин БальмонтЕвгений БаратынскийАгния БартоАлександр БашлачевДемьян БедныйТимофей БелозеровАндрей БелыйАндрей БелыйВладимир БенедиктовОльга БерггольцВалентин БерестовАлександр БлокАлександр БлокАлександр БлокБожидарЕвгений Боратынский (Баратынский)Иосиф БродскийВалерий БрюсовИван БунинАнна БунинаДавид БурлюкАлександр ВведенскийДмитрий ВеневитиновАлександр ВертинскийЮрий ВерховскийЮрий ВизборЛюдмила ВилькинаАндрей ВознесенскийМаксимилиан ВолошинАлександр ВостоковВячеслав ИвановВладимир ВысоцкийПетр ВяземскийЧерубина де ГабриакАлександр ГаличРасул ГамзатовВадим ГарднерВладимир ГиляровскийВладимир ГиппиусЗинаида ГиппиусФедор ГлинкаНиколай ГнедичНиколай ГогольМихаил ГолодныйНаталья ГорбаневскаяМаксим ГорькийПетр ГрадовАлександр ГрибоедовАполлон ГригорьевНиколай ГумилевЕлена ГуроВиктор ГусевДенис ДавыдовАнтон ДельвигАндрей ДементьевГавриил ДержавинЕвгений ДолматовскийФедор ДостоевскийЮлия ДрунинаСергей ДуровРимма ДышаленковаЕвгений ЕвтушенкоПетр ЕршовСергей ЕсенинАлексей ЖемчужниковВасилий ЖуковскийНиколай ЗаболоцкийБорис ЗаходерИлья ЗданевичМихаил ЗенкевичВячеслав ИвановГеоргий ИвановМихаил ИсаковскийВасилий КаменскийАнтиох КантемирНиколай КарамзинВалентин КатаевПавел КатенинСергей КлычковНиколай КлюевИван КозловАлексей КольцовВиктор КольцовИван КоневскойНаум КоржавинАполлон КоринфскийБорис КорниловНаталья Крандиевская-ТолстаяАлексей КрученыхИван КрыловИван КрыловМихаил КузминВильгельм КюхельбекерВасилий Лебедев-КумачЮрий ЛевитанскийМихаил ЛермонтовМихаил ЛермонтовМихаил ЛомоносовМирра ЛохвицкаяВладимир ЛуговскойАполлон МайковАполлон МайковАндрей МакаренкоОсип МандельштамОсип МандельштамСамуил МаршакВладимир МаяковскийВладимир МаяковскийВладимир МаяковскийДмитрий МережковскийСергей МихалковЭмма МошковскаяИван МятлевВладимир НабоковСемен НадсонВладимир НарбутНиколай НекрасовИван НикитинАлександр ОдоевскийИрина ОдоевцеваБулат ОкуджаваНиколай ОлейниковЛев ОшанинКаролина ПавловаСофия ПарнокБорис ПастернакАлексей ПлещеевЯков ПолонскийАлександр ПрокофьевКозьма ПрутковАлександр ПушкинАлександр РадищевНиколай РерихВсеволод РождественскийРоберт РождественскийКонстантин РомановНиколай РубцовБорис РыжийКондратий РылеевДавид СамойловМихаил СветловИгорь СеверянинИлья СельвинскийКонстантин СимоновБорис СлуцкийЯрослав СмеляковВладимир СоловьевФедор СологубВладимир СолоухинАлександр СумароковАлександр СумароковИван СуриковАндрей ТарковскийАрсений ТарковскийАлександр ТвардовскийИрина ТокмаковаАлексей Константинович ТолстойАлексей ТолстойАлексей ТолстойЛев ТолстойВасилий ТредиаковскийГабдулла ТукайИван ТургеневВероника ТушноваТэффиФедор ТютчевЭдуард УспенскийАлексей ФатьяновАфанасий ФетЛеонид ФилатовЛеонид ФилатовКонстантин ФофановДаниил ХармсВелимир ХлебниковВладислав ХодасевичМарина ЦветаеваСаша ЧерныйАнтон ЧеховКорней ЧуковскийСаша ЧёрныйВарлам ШаламовВадим ШершеневичВадим ШефнерГеннадий ШпаликовИлья ЭренбургНиколай Языков
Теги
Показать все10 строк12 строк14 строк16 строк18 строк20 строк22 строки24 строки28 строк4 строкиБасниДля детейЗолотой векКлассикаКолыбельныеМистикаНезаконченныеО веснеО войнеО детяхО добротеО дружбеО женщинеО животныхО жизниО зимеО космосеО любвиО мамеО молодостиО мужчинеО музеО музыкеО папеО поэзииО природеО религииО родинеО свободеО семьеО смертиО счастьеО школеОб историиОб осениПереводыПесниПоэмыРомантическиеСатирическиеСеребряный векСоветскиеЮмористическиегрустныедлинныеколыбельныекороткиелирическиелучшиео Волгео Грузиио Кавказео Крымео Москвео Россиио Санкт-Петербургео Северео Сибирио безответной любвио березео богео вдохновениио ветрео вечерео временах годао временио городео деревнео деревьяхо детствео добре и злео дождео душео женской красотео закатео здоровьео землео зимео зиме для детейо кошкахо лесео летео любви к девушкео любви к мужчинео любви на расстояниио мечтео мирео молитвео морео мужео музыкео небео нежностио несчастной любвио ночио погодео подругео природе для детейо работео радостио радугео разлукео расставаниио революциио родине для детейо родителяхо сестрео солнцео спортео страстио судьбео творчествео театрео трудео чувствахоб Италиипатриотическиепро Ленинапро Уралпро бабушкупро глазапро дедушкупро домашних животныхпро животныхпро карие глазапро кинопро мамупро маму для детейпро морозпро обидупро облакапро одиночествопро папу для детейпро рассветпро розыпро ромашкипро улыбкупро учителяпро футболпро цветыфилософские
Стихотворные размеры – головная боль не только абитуриентов филфака, изучающих теорию литературы, но даже некоторых литераторов. Поэтический арсенал русских поэтов насчитывает пять активно использующихся стихотворных размеров: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Есть и другие, например, спондей. Что это такое? И чем одни отличаются от других?
Стихотворный размер – способ звуковой организации стиха, ритмическая форма стихотворения.
Если же давать определение простым языком, то стихотворный размер – это чередование безударных и ударных слогов в стихе. Самый простой способ, позволяющий научиться определять стихотворный размер – запомнить ритмический рисунок каждого размера.
Стопа – единица измерения стихотворного размера.
Состоит стопа из нескольких слогов, только один из которых ударный, остальные – безударные. Количество ударных слогов в стихе соответствует количеству стоп (за исключением такого размера, как спондей, в котором могут соседствовать два ударных слога).
Двухсложные стопы: хорей и ямб – это двухсложные размеры или, как их панибратски называют литературоведы, двухсложники.
Трёхсложные стопы: дактиль, амфибрахий, анапест – это трехсложные размеры или сокращенно трёхсложники.
Учимся расставлять ударения и определять размер стиха
Чтобы научиться определять размер любого стихотворения, нужно подсчитать количество ударных и безударных слогов и составить ритмический рисунок стиха.
Всем известно, что в одном слове – одно ударение. Но в стихотворной строке в одном слове может быть несколько ритмических ударений. Например, в четверостишье «Мчатся тучи, вьются тучи/ Невидимкою луна/Освещает снег летучий/Мутно небо, ночь мутна» ударные гласные выделены жирным. Это так называемое словесное ударение, то есть «родное», привычное ударение слова. Но если читать этот текст, как считалку, интонационно выделяя каждый слог, то окажется, что здесь несколько ритмических ударений:
«Мчатся тучи, вьются тучи» – здесь словесное ударение соответствует его ритмическому ударению.
«Невидимкой луна» – а вот здесь интереснее, поскольку в слове «невидимкою» к родному словесному ударению на вторую «и» в слоге «дим» прибавляется ритмическое ударение на «е» в слоге «не» и конечную «ю». В слове «луна» словесное и ритмическое ударение одинаковы.
«Освещает снег летучий» – здесь тоже можно наблюдать возникновение ритмического ударение в неожиданном месте: первый слог «о» в слове «освещает» при чтении строки на манер считалки акустически выделяется.
«Мутно небо, ночь мутна» – в этой строке словесное и ритмическое ударение соответствуют друг другу.
Чтобы составить ритмический рисунок (схему) стиха, нужно:
• Расставить словесные ударения в каждой строке, то есть родные ударения во всех словах (за исключением предлогов).
• Расставить ритмические ударения, то есть выделить те гласные, которые при прочтении акустически выделяются и тоже звучат как ударные. При расстановке ритмического ударения учитываются и предлоги.
• Составить схему. Схема нашего четверостишься «Мчатся тучи, вьются тучи…» будет выглядеть так: _U.
Не литературоведческий метод определять размер стихотворения
• Пронумеровать все слоги в строке.
• Прочитать стихотворение на манер считалки, акустически выделяя не только слоги со словесным, но и с ритмическим ударением.
• Выделить, то есть подчеркнуть или любым другим способом обозначить все обнаруженные ударные слоги: и со словесным ударением, и с ритмическим.
• Выписать подряд номера ударных слогов.
• Должна получиться одна из схем, которая будет соответствовать одному из стихотворных размеров:
Таблица «Двухсложные стихотворные размеры»
То есть стихотворная стопа такого размера будет стоять из двух слогов
Названия | Хорей | Ямб |
---|---|---|
Определение | двусложный размер с ударением на первом слоге. | двусложный размер с ударением на втором слоге. |
Номер ударных слогов | 1-3-5-7-9 и т.д. | 2-4-6-8-10 и т.д. |
Ритмический рисунок | ‑ U | U ‑ |
Примеры | Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет, | Мой дядя самых честных правил, |
Таблица «Трехсложные стихотворные размеры»
То есть стихотворная стопа такого размера будет состоять из трех слогов.
Названия | Дактиль | Амфибрахий | Анапест |
---|---|---|---|
Определение | трёхсложный размер с ударением на первом слоге. | Трёхсложный размер с ударением на втором слоге, первый и третий слоги в стопе – безударные. | Трёхсложный размер с ударением на последнем, третьем слоге, |
Номер ударных слогов | 1-4-7-10 и т.д. | 2-5-8-11 и т.д. | 3-6-9-12 и т.д. |
Ритмический рисунок | ‑ UU | ‑ U‑ | ‑ UU |
Примеры | В рабстве спасённое | На севере диком стоит одиноко | Есть в напевах твоих сокровенных |
Стихотворный размер «Спондей»
Спондей — стопа ямба или хорея со сверхсхемным ударением. Как правило, в таких стихах ритм несколько сбит, нарушен ритмический рисунок стиха. Как результат, в стопе может быть два ударения подряд, то есть два ударных слога могут стоять рядом друг с другом.
Пример:
Швед, русский — колет, рубит, режет – здесь ударный «Швед» соседствует с «русским», первый слог которого также стоит под ударением.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон, -
И смерть, и ад со всех сторон.
(А.С. Пушкин)
Классический пример — начало «Евгения Онегина» А.Пушкина:
«Мой дядя самых честных правил…»
Здесь в первой ямбической стопе первый слог также кажется ударным, как в хорее. То есть соседствуют ударный «Мой» и «дядя». Это соседство двух ударных слогов и есть спондей.
Если определяя размер стихотворения, то есть расставляя словесные и ритмические ударения, вы сталкиваетесь со спондеем, но вся остальная схема говорит о том, что текст написан ямбом (как, например, в случае с «Евгением Онегиным»), значит ямб и есть размер этого фрагмента.
ВИДЫ СТИХОТВОРЕНИЙ
БЕЛЫЙ СТИХ – стих без рифм. Разновидностью белых стихов являются народные стихи и их имитации, среди которых есть шедевры, удивляющие своей неповторимой напевностью и мелодичностью:
Сяду я за стол да подумаю:
Как на свете жить одинокому?
Нет у молодца молодой жены,
Нет у молодца друга верного.
(А. Кольцов)
Во тьме ночной явилась буря;
Сверкал на небе грозный луч;
Гремели громы в чёрных тучах,
И шумный дождь в лесу шумел...
(Н. Карамзин)
В каком году - рассчитывай,
В какой земле - угадывай,
На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков…
(Н.А. Некрасов)
Далёким предком белого стиха был т.н. БЕЗРИФМЕННЫЙ СТИХ, к которому относится вся античная поэзия и европейская поэзия более позднего периода, когда традиция рифмованной поэзии ещё не сложилась. Пример безрифменного стиха:
О том. что ждёт нас, брось размышления,
Прими, как прибыль, день нам дарованный
Судьбой, и не чуждайся друг мой,
Ни хороводов, ни ласк любовных.
(Гораций)
Т.о. белые стихи, в отличие о безрифменных, - это сознательное отступление от сформировавшихся правил и стихотворных традиций, игнорирование рифмы как своеобразный художественный приём.
ВЕРЛИБР (свободный стих) – нерифмованные стихи без метра, расчлененные на стихотворные строки и не обладающие постоянными признаками их соизмеримости.
Она пришла с мороза,
Раскрасневшаяся,
Наполнила комнату
Ароматом воздуха и духов,
Звонким голосом
И совсем неуважительной к занятиям
Болтовнёй.
(А. Блок)
ВОЛЬНЫЙ СТИХ (вольный ямб) - свободное чередование разностопных по количеству строк. В русской поэзии обычный размер басен, многих элегий, посланий и пр. Вольные стихи больше всего подходят для передачи разговорной речи.
<<Форма демодоступа>>...Вороне где-то бог послал
кусочек сыру;На ель ворона
взгромоздясь,Позавтракать было совсем
уж собралась...
( И.А. Крылов)ХОЛОСТЫЕ СТИХИ - стихи с холостой рифмовкой, при которой в строфе, помимо зарифмованных строк, присутствуют и незарифмованные (не имеющие рифмованной пары). Холостые стихи могут быть как с регулярным ожиданием отсутствия рифмы в определённых местах строфы (схема рифмовки АВСВ, АВАС, ААВА и т.п.) так и с эффектом обманутого ожидания. Традицию холостых стихов русские поэты переняли из немецкой поэзии - с середины 19 в. на русский язык переводилось большое количество стихов Г. Гейне, применявшего холостую рифмовку. С тех пор холостые стихи стали привычным явлением в русской поэзии, знавшей до того
лишь единичные случаи.
Я, к мачте прислонясь, стоял,За валом вал
считая,Корабль летит вперёд
быстрей, -
Прощай, страна родная!
(Г.Гейне)
Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весноюВ сени к
нам летит.
(А.Н. Плещеев)
От германского поэтаПеренять не в
силах гений,
Могут наши стихотворцыБрать размер его
творений.Пусть рифмует через
строчку
Современный русский Гейне,А в воде
подобных песен
Можно плавать, как в бассейне...
(Д. Минаев)Зарыться бы в
свежем бурьяне,Забыться бы сном
навсегда!
Молчите, проклятые книги!Я вас не
писал никогда!
(А.Блок)
Нет не сдамся: папа-мама,
Дратва-жатва, кровь-любовь,
Драма-рама-панорама,
Бровь, свекровь-морковь... носки!
(Саша Чёрный)РИФМОИД – стих с очень приблизительными рифмами. Термин практически не
употребляется.А если я
вас когда-нибудь кроюИ на вас
замахивается перо–рука,
То я, как говорится, добыл это кровью,Я больше вашего
рифмы строгал.
(В. Маяковский)СТИХОТВОРЕНИЯ В ПРОЗЕ - небольшое эмоционально насыщенное лирическое произведение в прозаической форме без признаков метра и
рифмы. Отличительные черты – мелодичность и напевность.Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах
моей родины, -Ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный
русский язык!Не будь тебя – как не впасть в отчаянье при
виде всего, что свершается дома?Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан
великому народу!
(И. С. Тургенев)МОНОРИМ (греч. monos – один, rime – стих) – стих, построенный на одной рифме; редкий в европейской поэзии, но широко распространённый в классической поэзии Ближнего и Среднего Востока. К моноримам относятся: газель, касыда, месневи, рубаи, тарджибанд и др. Пример рубаи Омара
Хайяма:Не завидуй тому, кто силён и
богат.За рассветом всегда
наступает закат.С этой жизнью
короткою, равною вздоху,Обращайся, как с данной
тебе напрокат.
(Омар Хайям)
Холодеет жар камина,
Смолкли звуки пианино,
Отзвучала каватина...Где ж иных
небес картина,
Белый лебедь Лоэнгрина?В чистом виде моноримы пишутся довольно редко. У русских поэтов стихи-моноримы часто встречаются как составные части какого-либо произведения.Пример такой на
свете не один:И диво ли, когда жить хочет
мещанин,
Как именитый гражданин,
А сошка мелкая, как знатный дворянин.
(И.А. Крылов)Есть черный тополь, и в окне
- свет,И звон на башне, и в руке
- цвет,И шаг вот
этот - никому - вслед,И тень вот
эта, а меня - нет.
(М. Цветаева)Праобразы первых русских моноримов можно встретить в устном народном творчестве: загадках, потешках, скороговорках, основанных на звуко-смысловой игре схожих
по звучанию слов.
Села Алесяс печи ноги
свеся,
Не смейся, Алеся,а на печи
грейся.
(русская скороговорка)Моноримические цепи встречаются ещё в средневековых стихотворных памятниках Древней
Руси, как например:Но еже к
Богу верою вооружився,и креста честного
силою укрепився,и молитвами пречистые
Богородицы защитився,и предстательством небесных
сил оградився,
и Богу помолився...
("Задонщина", 14 век)АЛФАВИТНЫЙ СТИХ – стихотворение, в котором каждый стих или строфа (чаще -двустишие), начинаются с новой буквы и все вместе выстроены в
алфавитном порядке.
Антисемит Антанте мил.
Антанта сборище громил.
Большевики буржуев ищут.Буржуи мчатся вёрст
за тыщу.Вильсон важнее прочей
птицы.Воткнуть перо бы
в ягодицы…
(В. Маяковский)Русский алфавитный стих ведёт своё начало от Азбучной молитвы (Х в.), широко распространённой в средневековой Руси и по форме напоминавшей современный верлибр. В таком стихе каждое изречение начиналось с новой строки
и буквы алфавита.Азъ словом симь
молюся БогуБоже вьсея твари
и зиждителю
Видимыимъ и невидимыимъ!Господа духа посъли
живущагоДа въдъхнетъ въ
сьрдце ми словоЕже будетъ на
успехъ вьсемъ...ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ СТИХИ (экзотические стихи) – оригинальные стихи, построенные на нетрадиционных способах рифмовки, построения строф, чередовании рифм и пр. К таким стихам можно отнести: акростихи, панторимы, палиндромы, моноримы, фигурные стихи, анациклы, бесконечные стихи и
т.д.АКРОСТИХ (греч. akrostichis – крайние стих) – стих, первые буквы всех строк которого образуют слово или фразу, чаще всего имя самого автора. Акростих ведёт своё начало из магических текстов и был популярен в поэзии
Средневековья.
Сложнейшее из построений,
Творенье буйного ума.Искусство слов и
их сплетений,
Хроническая, до изнеможений,
Основа трудного письма.
Скупая исповедь поэта,Летящих в неизвестность
фраз;Осипшая от всех
запретов,Жизнь без притворства
и прикрас.Едва слышна тугому
уху,
Незримая полуслепцу.
Инакомыслие для слуха,Елей лишь сердцу
и Творцу.
(И. Блуменфельд)Довольно именем известна
я своим;Равно клянётся плут
и непорочный им;Утехой в бедствиях
всего бывало боле;Жизнь сладостней при мне и в
самой лучшей доле.Блаженству чистых душ
могу служить одна;А меж злодеями не быть я
создана.
(Нелединский-Мелецкий)Прозаики от рифмы
далеки,
От четкого размера, тайны света,Эфирного дыхания строки
-Того, что позволяет стать
поэтом.
(Семён Цванг)МЕСОСТИХ (от греч. mesos – находящийся в середине и stichos – стих) - стих, в котором из букв каждой строки составляется слово или фраза. В отличие от акростиха и телестиха, в месостихе слово образуют буквы, распололоженные в определённом порядке внутри строчек, причём вертикальное расположение не обязательно. Кроме того, как правило, зашифрованное слово или фраза выделяются. В качестве примера - четверостишие одного из родоначальников русского месостиха иеромонаха Кариона Истомина, в котором он зафиксировал своё духовное
звание и фамилию.Иисус господь Ему
Рабов Оных,возмёт ей МОльбы
НАук всех свободныХИже, Сия зде ТОщие
навыкают.МИлости любве всех
благ Научают.
(Карион Истомин)ТЕЛЕСТИХ - стих, в котором последние буквы каждой строки образуют слово или
фразу. Разновидность акростихов.
КОЛОКОЛПроизнося чудесный чистый
звуК,
Вишу на колокольне. ВысокО!Неоднократно сам звенеть
хотеЛ,Разлиться песней сердца
далекО,Но мой язык
во власти чьих-то руК.Вздохнул бы я
свободно и легкО,
Когда бы сам, не по заказу, пеЛ.
(И. Чудасов)ЛАБИРИНТ - ещё один жанр визуальной поэзии, часто рассматриваемый как вариант фигурных стихов; стихи, в которых различные буквы из различных строк складываются в зашифрованное слово или фразу, образуя какие-либо линии или геометрические фигуры. Как пример, послание в стихах Валерия Брюсова Вадиму Шершеневичу, а также акроконструкция
Валентина Загорянского.
ВлекисуровуюмечтУ,
дАйутомленнойреЧи
ваДимъ,иэтудальИту,
дарИнастаромВече
себеМгновениЕогня,
дайсмУтестеНыволи.
тыискуШениЕкремля:
затмениЕоШибокбудня -
троньискРоюдоболи!
(В. Брюсов)ЦЕНТОН (от лат. cento - одежда или одеяло из лоскутков) – юмористическое стихотворение, составленное из «заготовок» - отрывков разных стихов одного или нескольких авторов. Вот пример центона, собранного в основном из первых строк
стихов Пушкина.Я помню чудное
мгновенье -Три сестрицы под
окном.
Зима!.. крестьянин торжествуя,Всё ходит по
цепи кругом,
Гонимый вешними лучами.Уж солнце меркнет
за горами...
Беги , сокройся от очей!И сердцу будет
веселей.Во глубине сибирских
рудГорит восток зарёю
новой.Не пой красавица
при мне,Подруга дней моих
суровых.
Прощай свободная стихия,
Гусей крикливых караван…
Мороз и солнце! День чудесный!Храни меня мой
талисман!ПАНТОРИМ – стих, в котором все слова рифмуются. В чистом виде панторим существует крайне редко. В основном, стихи-панторимы встречаются как
составные части какого-либо произведения. Также см. Панторифма.
Опьяняет смелый бег,
Овевает белый снег,
Режут шумы тишину,Нежат думы про
весну.
(В. Брюсов)
"Сорвано, уложено, сколото -
Чёрное надёжное золото"
(В. Высоцкий)АНАЦИКЛ (греч. ana - вперёд, против и cyclos - круг, цикл) - стихотворение, написанное таким образом, что его можно одинаково читать как сверху вниз слева направо, так и снизу вверх справа налево. Анацикл читается в обоих направлениях не по буквам (как в палиндроме), а по словам. В отличие от стихотворения-реверса, порядок изложения, рифмы и рифмовка сохраняются. Анациклические стихи - крайне редкое явление даже для эксперементальной
поэзии.
Жестоко - раздумье. Ночное молчанье
Качает виденья былого,Мерцанье встречает улыбки
сурово.
Страданье -
Глубоко - глубоко!Страданье сурово улыбки
встречает...
Мерцанье былого - виденья качает...
Молчанье, ночное раздумье, - жестоко!
(В. Брюсов)РЕВЕРС - стихотворение, которое можно читать как сначала (слева направо), так и с конца (справа налево), при этом общий смысл сохраняется, но меняется очерёдность изложения и, что самое главное, меняются рифмы и
может меняться рифмовка.В образчике ниже четверостишие имеет смежную рифмовку и две рифмы "твои - и", "твой - шальной". При воспроизведении стихотворения по словам в обратном порядке (с конца) смежная рифмовка меняется на перекрёстную, а также происходит смена конечных рифм на "весне - мне" и "слеза - глаза". Жанр практически не
разработан.
Глаза зелёные твоиМне будут снова
сниться иСлеза как чистый
образ твой
Весне запомнится шальной.
Шальной запомнится веснеТвой образ чистый
как слезаИ сниться снова
будут мне
Твои зелёные глаза.РОПАЛИК или РОПАЛИСТИЧЕСКИЙ СТИХ (греч. ropalicos - палица, дубина) – стихотворение c постепенным наращиванием кол-ва слогов. Ропалический стих был впервые замечен у Гомера: в его гекзаметре каждое слово в строке имело на 1 слог больше (1, 2, 3, 4, 5). В последующем некоторые античные стихотворцы взяли этот приём на вооружение и пытались писать такими строками целые стихотворения Из
наиболее известных - "Молитва" Авсония" (IV в. н. э.).
Бог Отец, податель бессмертного существованья,Слух склони к
чистоте неусыпных молитвословий...В горизонтальном ропалическом стихе слова от начала к концу строки увеличиваются на один слог. Так, в примере ниже (частично панторимичном) в каждой строке
первое слово - односложное, второе - двусложное, третье - трёхсложное, четвёртое - четырёхсложное.
Жизнь - игра желаний мимолётных,
Есть - пора мечтаний безотчётных,
Есть, потом, - свершений горделивых,
Скук, истом, томлений прозорливых...
(В. Брюсов)В вертикальном ропалике каждая новая строчка имеет на один
слог больше. Как пример, - юмористический ропалик "Бдительный пограничник" .
1 Стой!
2 Видишь -
3 Граница.
4 Дальше нельзя,
5 Не положено!
6 Что, снова не спится?
7 Хочешь туда, рожина?8 Там ведь
повсюду мафия,9 Кланы и
эксплуатация!10 Будь патриотом
- в это болото11 Не лезь!.. без визы на
эмиграцию.Проложен жизни путь
бесплодными степями,И глушь и
мрак... ни хаты, ни куста...
Спит сердце; скованы цепями
И разум, и устаИ даль пред
нами
пуста.И вдруг покажется не так тяжка
дорога,
Захочется и петь, и мыслить вновь.На небе звёзд
горит так много,так бурно льётся
кровь...
Мечты, тревога,
Любовь!О, где же те
мечты? Где радости печали,Светившие нам столько
долгих лет?От их огней
в туманной далиЧуть виден слабый
свет…
И те пропали,
Их нет.
(А. Апухтин)БЕСКОНЕЧНЫЙ СТИХ – стихи с кольцевой структурой, где конец переходит
в начало. Всем известен стих:«У попа была собака…». А вот пример
бесконечной басни:
…Сидел на ветке
Как-то глупый попугай.И взлетая очень
редко,Он смеялся с
птичьих стай:
«Будет дымка голубая,
Красивее облака,Вот тогда и
полетаю
Выше всех, наверняка!»И решил он
вниз спуститься,
Сэкономить больше сил.Только ж надо
так случиться:Он в силки
и угодил.И теперь в
красивой клетке
Всё твердит: …В наше время буриме продолжает оставаться популярной игрой среди всех любителей стихотворного жанра. Буриме позволяет проявить свои творческие способности, блеснуть остроумием и оригинальностью, в считанные минуты (или даже секунды) продемонстрировать своё владение словом. По этой причине жанр буриме особо популярен среди артистов разговорного жанра и конферанса. Вот показательный пример от Юрия Горного, которому было предложено 4 пары рифм, и который мгновенно
(!) выдал замечательный экспромт.
заданные рифмы:
воздух - отдых
игра - топора
недуг - досуг
земля - рубляИзбу не возвести
без друга-топора,И труд иной
порою просто отдых,
Работа- радость мне: весёлая игра,Когда в лицо
- удачи свежий воздух.
Болезни я отверг, мне незнаком недуг.Не трачу на
лекарства ни рубля.Дорогой под ноги
мне стелится земля:Природа для меня
- лекарство и досуг.
ШАРАДА (от франц. charade - беседа, болтовня) – стихотворение - загадка, иносказательно описывающее какое-либо слово.
Начало слова – зверь морской,В лесу растёт
конец шарады,Отгадку в швейной
мастерской
Сошьёт портной вам, если надо.
(кит + ель = китель)ЛОГОГРИФ - это усложнённая шарада, основой которой является метаграмма (слова с различием в одну букву). В примере ниже от слова "победа" в каждой строчке отнимается по одной
букве.
На фабрике «Победа»
Во время обеда
Случилась беда –
Пропала еда!
Ты съел? – Да!ПАЛИНДРОМОН (греч. palindromos – бегущий обратно) - стихотворение, строки которого являются палиндромами и одинаково читаются от начала к концу и от конца к началу. Жанр экспериментальной поэзии
(В. Хлебников и др.)ЗВУКОВОЕ КОЛЬЦО - четверостишие или стихотворение, в котором последняя буква каждого стиха совпадает с первой буквой последующего стиха, а последняя буква последней строчки - с первой буквой
первой.
Давно известно: жизнь - борьба,А у борьбы
- один исход:Держать, как нам велит
судьба,
Атаки яростных невзгод...
(Иван Овчинников)ГЕТЕРОГРАММА (равнобуквица) - игра слов, различных по значению, но сходных по буквенному составу (больше веков - большевиков, не бомжи вы - небом живы, теперь я - те перья). Разновидность каламбура. Стихи, состоящие из гетерограмм - редкое, но весьма интересное
явление в поэзии.
Азам учили,
а замучили.
Пока лечили –
покалечили.
(С. Федин)
Что вы простонете?Что вы просто
не те?
Разведу руками - мир стоитРазве дураками мир
стоит?
БЫТ (часть1)
(Д. Авалиани)Хорей – двусложный стихотворный размер с ударными нечетными слогами. Примеры стихов, написанных хореем, включают такие всем
известные строчки как
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.В небе тают
облака,
И, лучистая на зное,В искрах катится
река,
Словно зеркало стальное.
Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;Утром в путь
она умчалась рано,По лазури весело
играя;Я пропал, как зверь в
загоне.
Где-то люди, воля, свет,А за мною
шум погони,Мне наружу ходу
нет.Подруга дней моих
суровых,
Голубка дряхлая моя!Одна в глуши
лесов сосновыхДавно, давно ты ждешь
меня.
Белеет парус одинокойВ тумане моря
голубом.Что ищет он
в стране далекой?Что кинул он
в краю родном?Опять стою я
над Невой,И снова, как в былые
годы,
Смотрю и я, как бы живой,слоги и расставим
воды.
Вот холм лесистый, над которым частоЯ сиживал недвижим
ударения во всех
словах:
«Мой| дя са че
пра,
— — U — U — U — U
Ко|гда в шумог»U — U — U U U
—
Если бы перед
нами был идеальный
ямб, за каждым безударным
слогом следовал бы
ударный (U—). Но уже в самом начале мы
видим два ударных
слога подряд: «мой дя
В конце второй строки место ударного
слога занято безударным: «зане—). Такое отступление от размера называется пиррихий.
Пиррихии и спондеи встречаются почти в
каждом стихотворении, но определить стихотворный
размер они не мешают. Когда мы читаем
стихи, наша речь подчиняется заложенному в произведении
ритму, и небольших отступлений
от него мы, как правило, не замечаем. Если произнести строчки
из примера вслух, можно ощутить, что ударение на
слове «мой» немного проглатывается, а в слове
«занемог» будто бы образуется побочное ударение на
первом слоге.
Допустим, требуется определить размер
этого текста:
Как сердцу высказать
себя?
Другому как понять тебя?
Поймёт ли он, чем ты живёшь?Мысль изречённая есть
ложь.
Ф.И. Тютчев, «Silentium!», 1829Самый простой способ
определить стихотворный размер
этого отрывка — проскандировать его как детскую считалку или
кричалку на стадионе. Нужно абстрагироваться от
расположения ударений в
каждом слове и постараться поймать общий
ритм стиха. Ударные слоги можно выстукивать рукой по
столу или притопывать в такт.
как-СЕ-рдцу-ВЫ-ска-ЗАТЬ-се-БЯдру-ГО-му-КАК-по-НЯТЬ-те-БЯ
Выстукивая ритм, нетрудно заметить, что акценты приходятся на каждый второй
слог. Следовательно, перед нами двусложный размер. А поскольку нечётные
слоги безударные — это ямб.Этот метод придуман
стиховедом А.А. Илюшиным. Определить классические размеры стихов можно, соотнося его с
разными формами имени Иван:
• Ваня — хорей:«Буря мглою небо
кроет» (А.С. Пушкин)
Ваня-Ваня-Ваня-Ваня
• Иван — ямб:
«И буду век ему верна» (А.С. Пушкин)
Иван-Иван-Иван-Иван• Ванечка — дактиль:
«Ранними летними росами» (А.А. Блок)Ванечка-Ванечка-Ванечка
• Ванюша — амфибрахий:«Однажды в студёную
зимнюю пору» (Н.А. Некрасов)Ванюша-Ванюша-Ванюша-Ванюша
Этот метод требует больше всего времени, зато он самый
наглядный и точный.
Для наиболее точного определения стихотворного размера
рекомендуется брать отрывки не менее 6-8 строк.
Допустим, нужно определить размер следующих стихотворных строк:
Я вернулся в мой город, знакомый до слёз,
До прожилок, до детских припухлых
желёз.Ты вернулся сюда, так глотай же
скорейРыбий жир ленинградских
речных фонарей. О.Э. Мандельштам, «Ленинград», 1930
Распечатаем или перепишем текст на бумагу, после чего карандашом
разделим его на слоги, расставим ударения и
нарисуем схему:Ярну гоко слёз|,
—U—UU—UU—UU— Дожи депулёз|.
UU—UU—UU—UU—Тырнулдатайрей|
—U—UU—UU—UU—Ры жирнграчныхрей|.
—U—UU—UU—UU—Внимательно посмотрим на
схему. В большинстве случаев
ударные слоги разделяются двумя безударными. Значит, перед нами трёхсложный
размер. Попробуем разделить его на стопы по
три слога:—U—UU—
—U——U—Большинство ударений в стопах падает на третий слог. Следовательно, это анапест.
Зачастую школьники легко определяют ударения и число стоп в
стихах, но путаются в
-Га-га-га.
-Есть хотите?
-Да-да-да.
-Так летите же домой.
-Серый волк под горой.
Зубы точит, воду пьет,
Нам проходу не дает.
-Ну, летите, как хотите.
Только крылья берегите.
Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать.
А за ней ребятки,
Желтые цыплятки.
- Ко-ко-ко, ко-ко-ко
Не ходите далеко.
Лапками гребите,
Зернышки ищите.
Съели толстого жука,
Земляного червяка.
Выпили водицы
Полное корытце.
Старый заяц сено косит,
А лиса сгребает.
Муха сено к возу носит,
А комар кидает
Довезли до сеновала
Муха с возу закричала:
-На чердак я не пойду,
Я оттуда упаду,
Ноженьку сломаю,
Буду я хромая.
Меня ужалила пчела,
Я закричал: "Как ты могла?"
Пчела в ответ:
"А ты как мог?
Сорвать любимый мой цветок.
Ведь он мне был
Ужасно нужен -
Я берегла его на ужин".
Бода-бода-болабода,
Живет жабка у болота,
Выпуча глаза сидит,
Громко, громко говорит:
Квак-квак, квак-квак,
А я прыгаю вот так!
Выпал иней на луга,
Щиплет гусям лапки.
-Гуси, гуси!- Га-га-га!
-Надевайте тапки!
Надевайте тапки,
Берегите лапки!
Под горою вырос гриб,
Гриб увидел дед Архип.
Стал тянуть его из мха,
Только силушка плоха.
Обессилел дед Архип.
Ты поможешь вырвать гриб?
Жили-были два кота-
Восемь лапок, два хвоста.
Подрались между собой
Серые коты.
Поднялись у них трубой
Серые хвосты.
Бились днём и ночью,
Полетели клочья.
И остались от котов
Только кончики хвостов.
В трикотажном магазине На эти дремлющие
На озеро, воспоминая с грустью
Иные берега, иные волны...Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —Пора, красавица, проснись:Открой сомкнуты негой взоры
Как хорошо ты, о море ночное, —
Здесь лучезарно, там сизо-темно...В лунном сиянии, словно живое,
Ходит, и дышит, и блещет оно...Ранними летними росами
Выйдем мы в
поле гулять…
Будем звенящими косами
Сочные травы срезать!
Кроет уж лист золотойВлажную землю в
лесу...Смело топчу я ногой
Александр Пушкин — «Письмо Татьяны к Онегину»
Вешнюю леса красу.С холоду щеки горят;Любо в лесу мне бежать,Слышать, как сучья трещат,Листья ногой загребать!Благовещенье и свет,Вербы забелели.Или точно горя нет,Право, в самом деле?
Михаил Лермонтов — «Бородино»
Благовестие и смех,Закраснелись почки.И на улицах, у всехСиние цветочки.Встану я в утро туманное,Солнце ударит в лицо.Ты ли, подруга желанная,Всходишь ко мне на крыльцо?Настежь ворота тяжелые!Ветром пахнуло в окно!Песни такие веселыеНе раздавались давно!С ними и в утро туманное
Сергей Есенин — «Письмо к женщине»
Солнце и ветер в лицо!С ними подруга желаннаяВсходит ко мне на крыльцо!Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несешься по ясной лазури,Одна ты наводишь унылую тень,Одна ты печалишь ликующий день.На севере диком
стоит одиноко
На голой вершине сосна,
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучимОдета, как ризой, она.
Ты, солнце святое, гори!Как эта лампада
бледнеетПред ясным восходом
Анна Ахматова — «Реквием»
зари,Так ложная мудрость мерцает и тлеетПред солнцем бессмертным ума.По синим волнам океана,Лишь звезды блеснут в небесах,Корабль одинокий несется,
Несется на всех парусах.В песчаных степях аравийской землиТри гордые пальмы высоко росли.Родник между ними из почвы бесплодной,Журча, пробивался волною холодной,Прозвучало над ясной рекою,Прозвенело в померкшем
лугу,Прокатилось над рощей
немою,
Засветилось на том
берегу.Ночь холодная мутно глядит
Под рогожу кибитки моей,Под полозьями поле скрипит,Под дугой колокольчик
Константин Симонов — «Жди меня»
гремит,Непослушную внучку из ЙеныБабка сжечь собралась как полено.Но заметила тонко:«А не сжечь ли котенка?»Невозможная внучка из Йены.• Определяем количество слогов в строке. Для этого подчеркиваем все гласные буквы.
• Объединяем слоги в строке в стопы (по два или три слога) и определяем размер стихотворения.(Например: четырехстопный хорей или пятистопный ямб и т.д..)
-Гуси, гуси.— мое личное дело… Но потом, несколько месяцев спустя, когда мне пришлось быть на далеком севере и когда метели и непогода иногда заставляли просиживать сутками где-нибудь в землянке… мне пришлось самым разным людям читать стихи. И самые разные люди десятки раз при свете коптилки или ручного фонарика переписывали на клочке бумаги стихотворение «Жди меня», которое, как мне раньше казалось, я написал только для одного человека.
Александр Твардовский — «Рассказ танкиста»
Александр Твардовский написал стихотворение «Рассказ танкиста» в 1942 году по мотивам реальных событий. Историю о мальчике, который помог уничтожить немецкую пушку, поэту рассказал знакомый танкист. Имя маленького героя так и осталось неизвестным — как в стихотворении, так и в действительности.
Владимир Высоцкий — «Он не вернулся из боя»
Песня Владимира Высоцкого «Он не вернулся из боя» впервые прозвучала в фильме «Сыновья уходят в бой», который вышел в 1969 году. Высоцкий написал ее за один день по просьбе режиссера картины Виктора Турова. Эта песня стала одной из самых популярных в творчестве поэта и певца, причем не только в СССР: ее перевели на иврит, болгарский, английский, итальянский, японский и другие языки.
Иосиф Бродский — «Не выходи из комнаты, не совершай ошибку…»
Амфибрахий – трехсложный стихотворный размер, в котором ударный слог, второй, окружен двумя безударными. Амфибрахический ритм – неспешный, величественный, склонный затрагивать за живое, вызывать грусть. Благодаря этому амфибрахий популярен среди поэтов-мыслителей и поэтов-философов.
Пример стихов, написанных амфибрахием – «Ворожея» Данила Рудого
Происхождение термина
Как устроен амфибрахий
Разновидности амфибрахия
Двухстопный амфибрахий
Трехстопный амфибрахий
Четырехстопный амфибрахий
Пятистопный амфибрахий
Шестистопный амфибрахий
Семистопный амфибрахий
Амфибрахий в русской поэтической традиции
Амфибрахий в современной русской поэзии
Происхождение термина
Хотя у слова «амфибрахий» довольно необычное звучание, значение термина объясняется просто. Пришел он из греческого языка, с которого «ἀμφίβραχυς» переводится как «с обеих сторон краткий», то есть в этом случае название говорит само за себя.
Второе название амфибрахической стопы – брахихорей (т.е. «короткий хорей»), но данный термин в современном литературоведении почти не употребляется.
Как устроен амфибрахий
В отличие от двусложных стихотворных размеров ямба и хорея, стопа амфибрахия состоит из трех слогов в следующем порядке: безударный – ударный – безударный. Схематически это можно представить как UÚU UÚU. Например:
Есть в ру́сскойя не́жность,
Безмо́лвна печа́ли…
(К. Бальмонт)
Амфибрахий является достаточно употребительным среди трехсложных размеров. Это объясняется его большой словесной емкостью. Ритмическая группа может начинаться словом со вторым ударным слогом (таких в русском языке около 40%), а может заменить первый безударный слог односложным «вспомогательным» словом и далее использовать слова с — и гляделповстречались три котаПродавались там перчатки, были разные цвета.
Подошли к прилавку важно, промяукали протяжно:- А у вас
Разновидности амфибрахия
мышинный цвет есть в продаже или нет ???- Горошек,горошек, да ты акробат!Как ловко взбираешься ты на канат!
Двухстопный амфибрахий
Усатый горошек сразу зазнался.- Да я б, - говорит, до Солнца добрался- Да я б, - говорит, до неба добрался- Да жаль, - говорит, канат оборвался.
Константин Коровин. В лодке (фрагмент). 1888. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Никодим Силиванович. Солдат с мальчиком
(фрагмент). 1866. Национальный художественный музей
Республики Беларусь, Минск, Республика Беларусь
Валентин Серов. Портрет Аделаиды Симонович, в замужестве фон
Трехстопный амфибрахий
Дервиз, двоюродной сестры художника (фрагмент). Государственный Русский музей, Санкт-ПетербургПисьмо Татьяны к
Онегину — один из самых
известных фрагментов романа
в стихах «Евгений Онегин». Литературный критик Виссарион
Белинский называл это произведение «энциклопедией русской жизни»: Александр Пушкин живо и подробно описал быт в деревенских
усадьбах, блистательную роскошь петербургских салонов и жизнь молодых дворян в столице.Михаил Лермонтов родился
Четырехстопный амфибрахий
уже после войны с Наполеоном и Бородинского сражения. Но с раннего детства он слышал
рассказы очевидцев о
тех временах. В окружении будущего
поэта было много
участников Бородинской битвы: его родственник Афанасий
Столыпин, гувернер-француз Капе, крестьяне из имения
Тарханы, где вырос Лермонтов. Первое стихотворение о Бородинском сражении поэт написал еще в 16 лет. А в 1837
году, когда в России
праздновали 25-летнюю годовщину победы
над Наполеоном, Лермонтов создал произведение
«Бородино».
Сергей Есенин посвятил
стихотворение «Письмо к женщине» своей бывшей жене — актрисе Зинаиде Райх. Он написал это произведение в 1924 году. К тому времени
Райх уже вышла замуж за театрального режиссера Всеволода Мейерхольда.В стихотворении Есенин
Пятистопный амфибрахий
не только описал отношения с женой и причины расставания, но и упомянул о том, как менялось его восприятие революции советской власти:Теперь года прошли.
Я в возрасте
ином.
И чувствую и
мыслю по-иному.И говорю за праздничным вином:Хвала и слава рулевому!
Анна Ахматова начала
работать над поэмой
«Реквием» еще в 1930-х годах. Сначала она задумывала
цикл стихов, но затем преобразовала
его в одно
большое произведение, которое посвятила мужу Николаю Пунину и сыну Льву Гумилеву: оба они были арестованы в годы репрессий.В страшные годы
ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз кто-то «опознал» меня. Тогда стоящая за мной женщина с голубыми губами, которая, конечно, никогда не слыхала
Шестистопный амфибрахий
моего имени, очнулась от свойственного нам всем оцепенения и спросила меня на ухо (там все говорили шепотом):
— А это вы
можете описать?
И я сказала:
Семистопный амфибрахий
— Могу.Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было ее лицом.Черновики поэмы Ахматова
сжигала, заучив текст наизусть. Впервые «Реквием» напечатали в самиздате
в 1960-х. Полный текст поэмы
был опубликован только
в 1987 году.Стихотворение Константина Симонова «Жди меня» было впервые напечатано в газете «Правда» 14 января 1942 года. Но поэт написал
Амфибрахий в русской поэтической традиции
его гораздо раньше — в июле 1941-го, в самом начале войны. Он посвятил это произведение своей жене, актрисе Валентине Серовой. Друг Симонова писатель Лев Кассиль посоветовал не торопиться с публикацией стихотворения: «Ты знаешь, Костя, стихи хорошие, но похожи на заклинание… Не печатай сейчас… сейчас еще не пора его печатать…»Во время войны
Симонов часто выступал на разных фронтах перед солдатами и каждый раз в числе других стихов читал «Жди меня». Это стихотворение бойцы заучивали наизусть, переписывали на память, отправляли домой — женам, невестам, матерям.
Я считал, что эти стихи во времена Пушкина. Трехдольник отлично подходил для создания длинных стихотворений. С его помощью писали поэмы Некрасов и Тихонов. В качестве примера можно привести строфы из известной некрасовской поэмы «Мороз, Красный нос»:
Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц.
Не менее охотно поэт пользовался и четырехстопником: во второй части «Русских женщин» две разновидности амфибрахия органично сочетаются между собой.
Этот размер не так музыкален, как хорей, и скорее напоминает обыкновенную разговорную речь. Амфибрахий более «спокоен», чем другие размеры: двудольники ямб и хорей, трехдольники дактиль и анапест.
Четырехстопный амфибрахий получил распространение и в творчестве других поэтов XIX века. Его часто использует Лермонтов, как в чистом виде, так и с пропусками:
В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли.
Активно использовался амфибрахий и в переводах. Например, выполненный Фетом перевод известного стихотворения Р. Фроста «Другая дорога». Поэт сумел перевести произведение, сохранив его смысл, ритмику, настроение: сдержанное и вместе с тем торжественное.
В осеннем лесу на развилке дорог
Стоял я, задумавшись, у поворота.
В конце XIX – начале XX столетия моду задавали символисты: амфибрахий лежал в основе стихов Блока, Бальмонта. Последний называл амфибрахий певучим и пленительным. Часто использовал амфибрахий и Маяковский, с характерными паузами внутри стиха. Благодаря этому его стихи отличаются большой звучностью.
В начале XX века произошло некоторое снижение популярности размера, но все же поэты продолжали экспериментировать с его звучанием. К примеру, знаменитое стихотворение-призыв «Мужество» Ахматовой написано четырехстопным амфибрахием.
Торжественность амфибрахия как нельзя лучше подошла и для философского реквиема Цветаевой «Уж сколько их упало в эту бездну».
Амфибрахий в современной русской поэзии
Поэзия более позднего периода, в том числе современная, стремится искать новые формы за рамками классических метров, поэтому амфибрахий в современных стихах встречается редко. Однако русский поэт-философ XXI века Данил Рудой активно использует этот размер в своем творчестве.
В неё я влюбился быстрей, чем стрела
Амура с тугого срывается лука.
Гармония власть надо мной обрела,
И невыносима с ней стала разлука.
И, бросив любовниц засохший букет,
Как будто алмаз приобрёл за латунь, я
Услышал, как люди кричали мне вслед:
“Куда ты? Погибнешь! Она же колдунья!”
В далекой, чужой им обеим стране,
первым сильным слогом
(а это еще
40%).Амфибрахий используется как
с женскими, так и с
мужскими окончаниями, т. е. полномерный и усеченный.В зависимости от количества стоп, используемых в каждой
строке, стихи, написанные амфибрахием можно разделить на несколько
типов, приведенных ниже вместе с примерами.
Размер этот довольно редок (как и вообще
двухстопники) ввиду сложности. Состоящая из двух слов строка имеет
лишь один словораздел. Например:
Отпе́то|е го́реУсну́ло| в груди́,
Свобо́да| и мо́реГоря́т впе|реди́.(А. Фет)
Размер достаточно распространен в числе амфибрахических. В «чистой» строке – три слова и, следовательно, два словораздела. Рифма встречается женская и мужская:
Лишь Те́рек Дарья́ла,Гремя́, нашину́…(М. Лермонтов)В звучании и выразительности трехстопного амфибрахия именно расположение словоразделов играет существенную роль.
Отличный пример трехстопного амфибрахия – песня «Была не была» на стихи Юлия Кима из шедевра советского кинематографа «Человек с бульвара
Капуцинов»:Также широко распространенный размер. Вот, например, мужские и женские окончания в парном
чередовании:В песча́ных земли́Три го́рды росли́.Родни́к меж беспло́дной,
Журча́, про холо́дной.(М. Лермонтов.)Весьма распространено сочетание четырехстопного и трехстопного амфибрахия. Вот мужской четырехстопник с женским трехстопником:
Как ны́не Оле́гОтмсти́ть не хаза́рам.Их се́ла набе́гОбрёк он пожа́рам.(А. Пушкин)Примером четырехстопного амфибрахия является и известная
песня Юрия Шевчука «В последнюю осень»:Только не перепутайте эту композицию с другой популярной песней группы ДДТ «Что такое осень»: та, в свою очередь, написана пятистопным хореем.
Этот размер встречается гораздо реже, хотя отличается большой
словоемкостью и гибкостью и хорошо вмещает
сложную фразу. Вот пример с
женскими и мужскими окончаниями:
Стыдли́вый прота́лин.Набу́хши листво́й.
(А. Сурков)Иногда пятистопный амфибрахий
встречается в соединении
с более короткими строками, например, равномерно чередуясь с трехстопным и четырехстопным:И ску́чно, пода́тьВ мину́ту невзго́ды…Жела́нья!.. жела́ть?..А го́дые го́ды!
Что такое стихотворный размер и зачем он нужен
(М. Лермонтов.)Великий русский поэт Александр Башлачев, неоправданно рано ушедший из жизни в конце XX века, использовал пятистопный амфибрахий в своем шедевральном
лирическо-сатирическом стихотворении-песне «Похороны шута»:Но будьте внимательны! Обратите внимание на построфные переходы от размеренного, наспешного описательного повествования к стремительным, язвительным выпадам. В этих случаях пятистопный амфибрахий меняется
на трехстопный дактиль.
Редко встречающийся размер. Представляет собой удвоенный трехстопник. Используется с обязательной
цезурой после девятого слога. Вот пример с
мужскими окончаниями:Я ви́дел красо́й.
Я ви́дел росо́й…(К. Бальмонт)Крайне редкий стихотворный
размер, по сути являющийся соединением четырехстопного и
трехстопного амфибрахия. Обязательна цезура после
четвертой стопы:По у́ли броди́л.И, в я́вствен следи́л.(В. Брюсов)В данном примере рифма мужская, но возможны и другие окончания, а также усечение или наращение левого полустишия.Языковая реформа XVIII столетия не сразу открыла амфибрахию свободный путь в русскую поэзию. Ломоносов основное внимание уделял дактилям и анапестам. Неуверенны и как
бы случайны обращения к этому размеру и у Сумарокова.Таким образом, в XVIII веке амфибрахических стихов было очень мало, до 1840-х годов встречаются лишь единичные примеры. Но уже скоро он стал одним из наиболее востребованных размеров.
Стихотворения, написанные амфибрахием, начали обретать популярность
Сравните:
«Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут».
М. В. Ломоносов, «Ода на день восшествия на престол Елисаветы
Петровны», 1747 год.
С тех пор русская поэзия приобрела привычную нам форму.
Виды стихотворных размеров
В основе классического русского стихосложения пять моделей (метров), известных ещё с Античности — хорей, ямб, амфибрахий, анапест, дактиль. Именно их изучают в школе как стихотворные размеры.
Размеры различаются устройством стоп. Стопа — это повторяющаяся группа ударных и безударных слогов в строке.
По стопам размеры делятся на:
• двусложные (стопа из двух слогов — ударного и безударного);
• трёхсложные (стопа из трёх слогов — ударного и двух безударных).
Стихотворные метры
От того, на каком месте в стопе находится ударный слог, зависит стихотворный размер произведения.
Для удобства записи стихотворных размеров используют специальные символы. Ударные слоги принято обозначать знаком «—», а безударные — знаком «U». Границы стоп обозначаются как «|».
Хорей
Хорей — это двусложный размер, в котором ударение в стопе падает на первый слог:
«То как зверь она завоет,
То заплачет как дитя
А.С. Пушкин, «Зимний вечер», 1825 г.
Ямб
Ямб — это двусложный размер, в котором ударение в стопе падает на второй слог:
«Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром...»
Ф.И. Тютчев, «Весенняя гроза», 1828 г.
Дактиль
Дактиль — трёхсложный размер, в котором ударение в стопе падает на первый слог:
«Тучки небесные, вечные странники:
Степью лазурною, цепью жемчужною...»
М.Ю. Лермонтов, «Тучи», 1840 г.
Амфибрахий
Амфибрахий — это трёхсложный размер, в котором ударение в стопе падает на второй слог:
«Россия — священная наша держава,
Россия — любимая наша страна...»
С.В. Михалков, Гимн Российской Федерации, 2000 г.
Анапест
Анапест — это трёхсложный размер, в котором ударение падает на третий слог:
«На Васильевский остров
Я приду умирать».
И.А. Бродский, 1962 г.
Спондей и пиррихий
Стихотворений, в которых все ударения находились бы исключительно на «правильных» местах, практически не существует. Убедимся в этом на примере начала поэмы А.С. Пушкина «Евгений Онегин», написанной ямбом. Разделим отрывок на На злой, непонятной, ненужной войнеСтолкнулись две армии, пеплом засыпав поля.Сражаясь как будто
в безвыходном сне,Солдаты молились богам, сатане,
Но всех хоронила
сырая от крови
земля.О, как ты эффектна
в зеркальных очках!Мне мил их серебряный цвет.Всего, что обычно мелькает в зрачках,На гладкой поверхности нет.Хрустальные линзы блестят, как слеза –
К ним зайчик лучистый приник.Ты смотришь как будто мне прямо
в глаза –И в сторону в этот же миг.Посмотрите на примеры оформления текста стихотворного произведения. Любой из них может быть выбран в качестве образца, но следует учитывать специфику стихотворения. Показано разное расположение стихотворных строк:• В первом примере стихотворение начинается от одной вертикальной воображаемой
Как определить размер стихотворения
Метод 1. Скандирование
линии.• Второй пример демонстрирует, как начало стихотворных
строк может лежать на двух вертикальных
линиях.• Третий пример показывает
флаговое расположение строк. Рифмованная строка размещается
в нескольких типографских строках уступами.
• Расположение прямой речи
в стихотворной строке видно в четвертом примере. В данном случае для изображения прямой речи используются кавычки.• Пятый пример встречается довольно редко. Здесь прямая речь заканчивается в середине стихотворной строки. В таком случае делается перенос в следующую строку и набор уступом.
• Шестой пример показывает, как можно оформить
диалог или прямую
речь от двух лиц в одной стихотворной строке. Между частями текста тогда ставят тире.Почему мы предлагаем
Метод 2. «Ваня»
сотрудничество?30% работ будут выполнены бесплатноНЕ самиздат! издательский стандартЮридическое закрепление авторских
прав на книгу
Возможно, вам это будет интересно:
Свяжитесь с нами
прямо сейчас!
телефонная связь, WhatsApp, TelegramДвусложный размер стиха
с ударением на
первом слоге называется
хореем. Двусложный размер стиха
с ударением на
втором слоге называется
ямбом. Примеры: 1) Бу́ря мгло́́ю не́бо кро́ет Ви́хри сне́жные крутя́; (А.С. Пушкин) Хорей. 2) Ла́сточки пропа́ли, А вчера́ заре́й Всё грачи́ лета́ли Да, как се́ть, мелька́ли Во́н над то́й горо́й. (А. Фет) Хорей. 3)Наря́жены мы вме́сте го́род ве́дать, Но, ка́жется, нам не́ за кем смотре́ть… (А.С. Пушкин) Ямб. 4) Ты погрусти́, когда́ умрет поэ́т, Поку́да зво́н ближа́йшей и́з церкве́й Не возвести́т, что э́тот ни́зкий све́т Я променя́л на ни́зший ми́р черве́й. Ямб.Стихотворный размер — это порядок чередования
ударных и безударных
Метод 3. Графический
слогов в строке. Этот порядок создаёт особый ритм, который и отличает стихи от прозы. Чтобы убедиться в
этом, обратимся к истории.В начале XVIII века русские поэты подражали французским авторам, в стихах которых
главное — это число слогов в строке. Получалось не очень
складно. «Уме недозрелый, плод недолгой науки!
Покойся, не понуждай к перу мои руки:
Не писав летящи дни века проводити
Можно, и славу достать, хоть творцом не слыти.
Ведут к ней
нетрудные в наш век пути многи,На которых смелые не запнутся ноги». А.Д. Кантемир, «На хулящих учения. К уму своему», 1729 г.
В каждой строке
этого отрывка — равное количество слогов
, но текст не
воспринимается как поэзия, даже несмотря на
рифмы. Дело в том, что во французском
языке ударение в
словах всегда падает
на последний слог. Из-за этого возникает
строгий ритмический порядок, а одинаковая длина строк усиливает ощущение монотонности. В русском языке ударение в словах не зафиксировано, поэтому ритм не возникает сам собой, и равенство строк по длине не
спасает положение.
В середине XVIII
века на это
обратили внимание ведущие
литераторы того времени — В.К. Тредиаковский и М.В. Ломоносов. Опираясь на тексты народных песен, они разработали новую
Как не путать стихотворные размеры
систему стихосложения. Она предполагает не только соразмерную длину строк, но и определённую расстановку ударений, которая задаёт ритм. названиях размеров. Чтобы запомнить их, существуют мнемонические правила. Например, слово «Ямб» начинается на букву Я. Это последняя буква алфавита, а значит, и ударение в ямбе — на последний (второй) слог. По этой логике в хорее ударение падает на первый слог.
А чтобы не путаться в трёхсложных размерах, запомните слово «ДАМА»:
Д — дактиль;
АМ — амфибрахий;
А — анапест.
Размеры перечислены в той же последовательности, что и ударные слоги в стопе.
Кроме того, можно запомнить мнемоническое стихотворение В.В. Онуфриева. В нём строчка, посвящённая каждому из метров, им же и написана:
Вовсе не сложные
Размеры трёхсложные,
Всё зависит от сильных в них мест.
Дактиль — он первый,
Второй — амфибрахий,
Ну а третий уже анапест!
Углубите ваши знания!
Эту и другие темы по литературе вы можете изучить на наших курсах и на гуманитарно-лингвистическом образовательном маршруте «Домашней школы Фоксфорда». Запишитесь на бесплатную консультацию и узнайте больше!
Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.
Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.
Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.
Первое письмо скоро будет у вас на почте
Бесплатный доступ к занятиям в домашней школе на 7 дней
У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.
Попробовать бесплатноПервое письмо скоро будет у вас на почте