С днем рождения Модест


Видеомаркетинг -
мощный инструмент продвижения

29 июня 2018 года состоялось торжественное открытие недели моды нового формата – «Russia. Modest Fashion Week».

Была проведена международная бизнес-сессия, где обсуждался феномен Russia Modest и перспективы благопристойной моды в России совместно с Ассоциацией «Директориум», при поддержке «Союза русских байеров» и «Международной ассоциации байеров».

К независимым экспертам Диляре Садриевой и Амине Шабановой подключились Naveed Rana и Humera Rana – создатели недели моды Великобритании, а так же байер, специалист международного уровня по построению бренда – Johann Philipp Schröder (Франция).

Вопросы, которые обсуждались:

• Интеллектуальная собственность в развитии модной индустрии. Этот вопрос раскрыли эксперты по вопросам защиты интеллектуальной собственности Юлия Вербицкая, практикующий адвокат в сфере искусства и авторских прав, и Наталия Полякова директор правового департамента АО «Российская венчурная компания».

• Как не потерять, а заработать?

• Стоит ли открывать свой магазин?

• Возможности и риски работы с торговыми сетями, взаимодействие с байерами

• Где найти инвестиции для открытия своего бизнеса?

Дизайнеры задали свои вопросы Георгию Ростовщикову, который убедительно отметил: «Мода – это бизнес, и относиться к ней надо, как к бизнесу!».

Представители Россельхозбанка и ОТП-Банка презентовали дизайнерам финансовые инструменты и возможности для экспортоориентированных предпринимателей.

Russia. Modest Fashion Week

30 июня на модной площадке в Барвихе прошел гала-показ «Russia. Modest Fashion Week». Дизайнеры, продемонстрировали в своих коллекциях утонченность и притягательность, роскошь элегантности и стиля в современном мегаполисе.

Роскошная атмосфера «Barvikha Luxury Village Hotel & Spa» была элегантно дополнена украшениями из букетов от «Биографии цветов» и неземным вокалом TekaKris.

Коллекции представили талантливые дизайнеры:

Виктория Андреянова открывала показ – архитектурность кроя и сложную геометрию за мнимой простотой линий можно увидеть в каждой модели.

Илона Бисултанова самая юная участница гала-показа «Russia. Modest Fashion Week». Она представила бренд женской одежды «Ilona Bisultanova», олицетворяющий утонченность, скромность, нежность и таинственность женщин,  романтичность и элегантность.

Asian Spirit – это философия бренда в уникальном синтезе вековых традиций Востока, вышивки ручной работы с последними трендами и достижениями Западной моды.

Бренд IRADA был создан специально к показу «Russia. Modest Fashion Week», бренд, который из года в год демонстрирует высочайший уровень. Амина Шабанова не оставила никого равнодушным. Сотни женщин по всему миру выбирают бренд IRADA за красоту, безупречное качество и разумную цену, дизайнерские принты и внимание даже к самым мелким деталям.

Бренд Lana2Rock для юных леди. Умиление и восторг вызвали малышки, продемонстрировавшие наряды бренда.

Концепция «Russia. Modest Fashion Week» в стратегическом партнерстве с Международным дипломатическим клубом «Amicability» и движением «Позиционер», как всегда, собрала самых разных интересных гостей, которых объединяет понимание ценности персонального стиля, стремление к объединению и развитию деловых связей. Все больше и больше людей становятся поклонниками необычного формата RMFW.

По словам руководителя «Russia. Modest Fashion Week» Александра Богза, следующий показ RMFW пройдет осенью 2018 года


Михаил, поздравляем тебя с Днем Рождения!

Мы могли бы пожелать тебе, чтобы ты был таким же известным, как Михаил Горбачев, таким же темпераментным, как Михаил Боярский, таким же уважаемым, как Михаил Жванецкий, таким же веселым, как Михаил Галустян. Но мы желаем тебе - будь самим собой!

Пожелание или тост в честь Михаила

Наверняка для тебя не будет новостью, что в телефонных книгах контакты записывают порой так «Олег не брать», «Дима зануда», «Какой-то Антон». Желаю, чтобы тебя записывали только как «Миха - классный парень!», «Миша 6 раз за ночь», «Михаил друг». С Днем Рождения!

Михаил, поздравляем!

В твой день рождения хочется поблагодарить твоих родителей, за то что они ... лет назад проявили сдержанность и обуздали свое чувство юмора. Иначе, сегодня мы бы поздравляли с Днем рождения Модеста или Елистрата.

Еще один поздравительный тост про Михаила

Желаю тебе жизнь прожить так, чтобы на свет появился хотя бы один Михаил, названный в твою честь!

Песня «Миша, поздравляю!»
Розыгрыш - женский оргазм для Миши
Поздравительный стих для Михаила

Вы сможете указать точную дату, и время, когда Михаил получит эту звуковую открытку. Особенно забавно самому при этом присутствовать.


Привет всем
И спустя дохренилион дней, мы заливаем наш новый проект KNK - Sunset, в вк
Работать над этим танцем было сплошным удовольствием
Тeam, спасибо что "да" Ну вы поняли меня, хд
Отдельное спасибище нашему замурчательному оператору-красавчику, который всегда делает в разы больше того, что должно было быть. Шифу, ты невероятный! Какое это счастье, что нас окружают настолько талантливые профессионалы своего дела. твое "выдохни" действительно успокаивает меня не первый раз
А еще, мы сердечно благодарим одного очень занятого и чертовски крутого парня, который всегда спешит нам на помощь с АБСОЛЮТНО всем, о чем мы его просим (наглые, ужас!). Наши мейкинги снимает сам Янец А чего в жизни добились вы, хд
Спасибо тебе большое, мой полночный друг по "дохренилион" голосовых, ибо мы слишком заняты чтобы писать все вручную, хд. Ты же понимаешь, что войдя в этот круговорот, из него уже не выбраться, хд.

и до связи)

Путешествие тринадцатое: разрушительница легенд, придуманный день рождения и лишняя «Г»

В марте отмечались сразу два крупных юбилея великих композиторов [прим. автора - понимаю, что «великие композиторы» - это штамп, но тут без него, правда, никак]. Сначала 170 лет исполнилось Николаю Андреевичу Римскому-Корсакову, а потом 175 – Модесту Петровичу Мусоргскому. Псковской области сильно повезло: оба этих человека связаны с нашим регионом – Модест Петрович здесь родился, а Николай Андреевич много лет приезжал сюда на дачу и жизнь свою тоже закончил здесь. К чему я всё это? К тому, что в этот раз я предлагаю вам съездить на родину Мусоргского в Куньинском районе, а на дачах Римского-Корсакова в Плюсском районе, если вы помните, мы уже были. К слову, композиторы дружили и даже некоторое время жили вместе, поэтому во время экскурсии по псковской усадьбе одного музейщики то и дело вспоминают о другом.

Но прежде, чем начать рассказ, я бы хотела поблагодарить двух Елен, без которых мы бы ничего не узнали о родине Мусоргского. Это директор местного библиотечно-музейного объединения Елена Викторовна Лебедева и научный сотрудник музея Елена Петровна Заверняева, которая, кстати, вообще ради нас прервала свой выходной день!

Так вот, музей Модеста Петровича Мусоргского расположен в деревне Наумово, совсем рядом с Жижицким озером. Тут сохранился барский дом, парк в английском стиле, пруды с насыпными остовами, есть оранжерея, несколько хозяйственных построек.

Эта усадьба принадлежала Ивану Ивановичу Чирикову – деду композитора по материнской линии. Чириковы вообще были известным в России родом. Один из его представителей – Алексей Чириков – во время последнего путешествия Витуса Беринга к берегам Америки был капитаном второго корабля и именно он доставил в Петербург отчёты об экспедиции, поскольку Беринг погиб.

Село Наумово принадлежало Чириковым с 1653 года. Оно было пожаловано основателю рода Макарию за верность и преданность службе, а потом просто передавалось от поколения к поколению. С 1792 года земли перешли в собственность Ивана Ивановича Чирикова, который к тому моменту ушёл в отставку из лейб-гвардии Преображенского полка, позже он стал губернским секретарём, а в своём имении в Наумово открыл спиртзавод. У Ивана Иванович и его супруги была дочь Юлия. Она в 20 лет вышла замуж за Петра Алексеевич Мусоргского, с которым была знакома с детства.

Пётр Алексеевич, конечно, тоже был дворянином, только вот не от рождения. Его отец Алексей Георгиевич Мусоргский в возрасте 27 лет вышел в отставку и приехал в своё имение в Карево, которое находится всего в километре - двух от Наумово. Тут он встретил крестьянскую девушку Иришку Иванову, в которую влюбился. У них родился сын Пётр. Поскольку родители в браке не состояли и вообще были из разных сословий, то фамилию мальчику дали Богданов, то есть Богом данный. Потом судьбы Ирины и Алексея на несколько лет разошлись: он безрезультатно искал жену среди равных себе, а она успела выйти замуж и родить ещё одного сына. В итоге барин забрал крепостную к себе в дом, у них появились на свет ещё две дочери. Уже в солидном возрасте Алексей Георгиевич обратился к царю за разрешением венчаться с, как бы сейчас сказали, своей гражданской супругой, объяснив, что у них есть сын, а ему нужно передать фамилию и родовое имение, в котором к тому же имелись кирпичный и спичечный заводы. Разрешение было получено. И вот в возрасте 60 лет Алексей и Ирина обвенчались, а 32-летний Пётр Алексеевич Богданов стал Мусоргским. Как говорит Елена Петровна Заверняева, именно мать своего отца вспоминал Модест Мусоргский, когда на вопрос о том, откуда в нём любовь к «серому мужику» и почему его так к простому народу тянет, отвечал: «А в этом я и бабка моя виноваты».

Так вот, Юлия Чирикова и Пётр Мусоргский поженились в 1828 году, а в 1839 году у них родился сын Модест. На свет будущий композитор появился в Карево. Спросите, почему же музей в Наумово? Всё просто: в Карево от барской усадьбы не осталось ничего, кроме заросшего травой фундамента. Когда-то были планы восстановить там дом и использовать его как место для проведения концертов, творческих встреч, но этот проект пока так и не реализован. А вот в Наумово дом, построенный ещё в XIX, сохранился, несмотря на то, что в годы войны в нём была немецкая конюшня, потом много лет располагалось училище. Так что когда встал вопрос об открытии музея на родине композитора, вариантов других, кроме усадьбы в Наумово, в общем-то, и не было. Тем более, что доподлинно известно: маленький Модест часто бывал у бабушки с дедушкой, ночевал здесь в детской на втором этаже, играл на пианино в одном из залов, гулял в парке.

Но вернёмся к рождению будущего композитора. Как рассказала нам Елена Петровна, до начала ХХ века считалось, что родился он 16 марта (по старому стилю), потому что именно такую дату Мусоргский указывал в своей автобиографии и именно в этот день принимал поздравления. Но в 1911 году в Карево и Наумово приехал профессор, музыковед Коротыгин, который сделал сенсационное открытие. С местным батюшкой в здешней церкви они нашли метрическую книгу, в которой сделана запись о том, что Модест Мусоргский родился 9 марта (по старому стилю), а 13 марта был крещён. Всё бы ничего, но получается, что композитор угадал, ну или предсказал, дату своей смерти – он ушёл из жизни 16 марта (по старому стилю) в 1881 году.

Ещё одна «придумка» Мусоргского – это буква «Г» в его фамилии - его предки были просто Мусорские. Модест Петрович изучил свою родословную до 33 колена и в архивах Петербурга обнаружил, что один из родоначальников – Роман Васильевич Монастырь – имел прозвище «Мусорга», которое происходит от латинского «мусургус», что в переводе означает «певец, музыкант». Получив такие данные, композитор и добавил в свою фамилию «Г».

Елена Петровна отмечает, что вообще очень много разных загадок и слухов вокруг Мусоргского, причём часть из них создал сам композитор. Одни говорят, что Модест Петрович был алкоголиком, другие – что сумасшедшим, которого заперли в Николаевском госпитале. В музее в Наумово в процессе экскурсии многие из этих мифов рушатся, а ещё тут в одном из первых залов предлагают взглянуть на книги о Мусоргском разных лет, которые тоже опровергают легенды.

Реклама
  • ИП Попов А.П.
  • ИНН: 602715631406
Ложку перед сном и все! За неделю уйдет 13 кг возрастного жира...
Реклама
  • ИП Попов А.П.
  • ИНН: 602715631406
Этот домашний метод сжигает 9 кг жира за 6 дней! Помогает ленивым

В музее очень немного предметов, которые бы помнили самого Модеста Петровича, а всё потому, как пояснила наш экскурсовод, что он был мужчина холостой, прожил всего 42 года и так и не купил себе квартиру, а отцовское поместье в Кареве был вынужден продать с торгов. Дело в том, что человек, который был оставлен управляющим в усадьбе, оказался нечистым на руку, и композитор, чтобы не давать ему возможности и дальше кормиться за счёт соей собственности, продал её. Говорят, что мебель из того дома Мусоргских можно найти в Торопце, потому что там жили родственники Модеста Петровича, которые и раскупили вещи из имения.

Мебели и каких-то предметов, которые стояли в доме Чириковых, тоже практически не осталось: всё раздали крестьянам, когда особняк переделывали для размещения техникума.

Но, всё же, кое-что, имеющее отношение к Мусоргскому, тут есть. Например, в столовой стоят четыре стула и полубуфет, который привезли в музей из деревни Волок под Торопцем, из дома Кушелевых – родственников композитора по материнской линии, у которых он часто бывал и, наверняка, сидел именно на этих стульях. Тут же стоят кофейник, заварочный чайник и маслёнка в виде барана из семьи Мусоргских, которые подарили музею родственники композитора. А вот скатерть в столовой и фарфоровый сервис - просто современники композитора.

Из столовой мы перешли в девичью или буфетную. Это такая маленькая комнатка, в которой находилась прислуга, тут же можно было попить чай с бутербродами. В девичьей стоит подлинный буфет из дома Чириковых, который вернули местные жители, когда начал создаваться музей. Этот резной дубовый буфет не только потрясающе красивый, но и очень функциональный: в нём много полочек, на которых хранились продукты, наливки, а ещё есть выдвигающаяся разделочная доска.

В следующей комнате – последней в женской половине - жила хозяйка дома. Собственно, поэтому рядом с ней и располагалась девичья: супруга владельца имения звонила в колокольчик, тут же в комнате появлялась прислуга, которой она давала распоряжения по хозяйственным делам. В комнате хозяйки стоит зеркальный туалетный столик из семьи Мусоргских. В музей его отдала последняя представительница этого рода в России Татьяна Георгиевна Мусоргская – внучка Филарета, старшего брата Модеста Петровича. А было это так: когда в 1968 году создавался музей композитора, только ещё не этот, в усадьбе Чириковых, а небольшой, в местной школе, Татьяна Георгиевна прислала учащимся письмо, в котором рассказала, что она внучка брата композитора, что живёт в Рязани, а о музее узнала из газет и теперь хочет передать несколько семейных вещей. В итоге школьный грузовик отправился в Рязань, откуда привёз зеркальный туалетный столик и книжный шкаф. Из дальнейшей переписки с женщиной выяснилось, что её отец – Георгий Филаретович Мусоргский - практически повторил судьбу своего прапрадеда. Он однажды приехал в семью, которая воспитывала крестьянскую девочку – к тому моменту уже девушку, оставшуюся без родителей. Она оказалась очень образованной, деликатной, женственной, и Георгий влюбился. Потом у них родилась дочь Татьяна, которую Георгий Филаретович удочерил, дал ей свою фамилию и отчество. Татьяна Георгиевна рассказывала школьникам в своих письмах, что фамилия Мусоргская ей очень помогла – благодаря ей женщину одной из первых эвакуировали из блокадного Ленинграда. Умерла внучатая племянница композитора в 1984 году в Рязани.

Ещё один интересный предмет в этой комнате – маленькая глиняная свистулька. Это единственная вещь, которую нашли археологи при раскопках усадьбы Мусоргских в Кареве. В музее почти уверены, что в эту свистульку свистел сам Модест Петрович. В Кареве детей, кроме будущего композитора и его брата, не было, поэтому вероятность, что именно они играли с этой глиняной безделушкой, довольно велика. Правда, в имении Мусоргских не возбранялось общение барчуков и простолюдинов, так что Модест и Филарет дружили с крестьянскими детьми. Кстати, в этой части экскурсии Елена Петровна развенчала один из мифов из жизни композитора. После смерти Модеста Филарет написал о своём брате, что ко всему народному он относился с большой любовью. По словам нашего экскурсовода, в советское время очень любили эту фразу, потому что она указывала на близость композитора к простому народу, только никто не говорил о том, что у цитаты было продолжение: «В чём сильно ошибался». Ровно такая же история и с пьянством Модеста Петровича. Он писал «выпить люблю», за что многие и цепляются, считая его алкоголиком, но у этой фразы тоже есть продолжение: «…но пью мало и редко».

Но продолжим прогулку по дому. После женской половины начинается гостевая часть: это анфилада комнат, среди которых малая гостиная, музыкальная гостиная, а завершает всё белая зала. Экспонаты – в основном фотографии и документы - в этой части дома рассказывают уже о петербургской жизни Мусоргского, о его творчестве. Из Карева будущий композитор уехал в 10 лет, к тому моменту его брату уже исполнилось 13, а именно с этого возраста принимали в школу подпрапорщиков, и вот семья, чтобы дать мальчикам военное образование, перебралась в Петербург. В музее есть портрет Мусоргского и его старшего брата, которые уже завершили обучение и поступили на военную службу. Причём Модест Петрович был в числе лучших выпускников, сам царь зачислил его в свой полк. Только Мусоргский, отслужив всего два года, решил, что это не его и ушёл в отставку, чтобы заниматься музыкой.

А играть на фортепиано будущий композитор начал ещё в раннем детстве, музыке его обучала мать Юлия Ивановна. Так что, уже в 7 лет он исполнял произведения Листа, а в 9 лет выучил концерт Фильда и исполнил его на празднике в Кареве. Играл он и на балах в Наумово – в белой зале всегда стоял инструмент.

Первым же, скажем так, профессиональным учителем Мусоргского был Антон Августович Герке, который увидел способности Модеста и занимался с ним особенно, выделив среди всех своих учеников. Именно он посоветовал будущему композитору попробовать что-то сочинить. Так появилась первая полька Мусоргского, которую поправил Герке. Ну а потом, уже расставшись с военной службой, Модест Петрович стал членом «Могучей кучки», куда входили Милий Балакирев, Александр Бородин, Николай Римский-Корсаков, Цезарь Кюи, Владимир Стасов. Именно эти люди помогали Мусоргскому двигаться дальше в музыке.

Самым близким другом из всей «Могучей кучки» для Модеста Петровича был Римский-Корсаков. Они даже снимали квартиру на двоих, чтобы вечерами сочинять музыку, у них даже был один инструмент на двоих. Днём оба композитора были чиновниками. Например, Модест Петрович работал инспектором департамента, ведавшего лесом, и даже за службу был награжден орденом за заслуги перед Отечеством. Темы творчества двух композиторов в период их соседствования очень похожи: Римский-Корсаков пишет «Псковитянку», Мусоргский в это же время – «Бориса Годунова». Причём Модест Петрович ещё и помог другу – он привёз ему народные каревские песни, которые Николай Андреевич включил в «Псковитянку».

Близкая дружба между композиторами закончилась, когда Римский–Корсаков решил жениться. Когда он объявил об этом Модесту, тот пришёл в бешенство: «Не имеешь права на женитьбу, ты великий композитор, ты всего себя без остатка должен отдать людям и музыке». Как говорит наш экскурсовод, Мусоргский был убеждён, что если у человека есть талант, то он обязан посвятить себя этому, а семья будет отнимать время от творчества. Однако в конечном итоге Модест Петрович согласился быть шафером на свадьбе Римского-Корсакова, но только потому, что с большим уважением относился к его будущей супруге Александре, поскольку та тоже сочиняла музыку, но, тем не менее, считал, что друга он потерял.

Потом некоторое время Мусоргский снимал квартиру вместе с поэтом Голенищевым-Кутузовым, но тот тоже женился. Это событие опять не обрадовало композитора, он писал по этому поводу: «Ещё один попал в эти сети Гименея, ещё один увяз, и ещё один пропал».

Сам Мусоргский никогда не был женат, хотя друзья пытались подыскивать ему невесту. Одной из таких свах была сестра Глинки Людмила Ивановна Шестакова, у которой в квартире часто собиралась «Могучая кучка». В итоге композитор однажды написал ей: «Дорогая Людмила Ивановна, если вы когда-нибудь узнаете из газет, что Мусоргский застрелился или повесился, знайте, накануне он был женат». В отличие от Модеста его брат Филарет рано женился: он влюбился в девушку из богатой семьи. В Петербурге у них родились двое детей.

В малой гостиной, где нам Елена Петровна рассказывала все эти истории, стоит обратить внимание на два кресла. Они мемориальные и когда-то стояли в имении Мусоргских в Карево. А вот в следующей комнате – музыкальной гостиной – находится книжный шкаф, который, как я уже рассказывала раньше, передала музею внучатая племянница композитора. Из этой комнаты есть выход на улицу, чтобы можно было пить чай на крыльце и любоваться яблоневым садом. Ещё есть здесь рояль, который, правда, не имеет отношения ни к Мусоргским, ни к Чириковым, но все же старинный – XIX века, только сейчас уже находится в нерабочем состоянии.

А вот «функционирующий» инструмент установлен в белой зале, которая в музее является концертным залом. Это старинное фортепиано фирмы Шрёдер привезли от известного оперного певца Евгения Нестренко благодаря семье Луканиных. Василий Михайлович Луканин был преподавателем у Евгения Нестренко и уговорил его прислать в музей Мусоргского хороший инструмент. Так сюда попало это фортепиано, на котором играли лучшие исполнители, которые приезжали в музей.

В следующих комнатах дома представлены клавиры произведений Мусоргского, афиши концертов, фотографии, портреты. Но самый ценный экспонат – это клавир оперы «Борис Годунов». Их было выпущено всего десять и вот этот, который хранится в музее, лично подписал Модест Петрович для Мельникова.

Премьера «Бориса Годунова» в Петербурге была громкой: в зале - аншлаг, композитора 10 раз вызывают на поклон. Только потом критики картину изрядно подпортили – они писали, что постановку надо запретить, что в опере отсутствует всяческая музыка, а за своими новинками автор скрывает свою музыкальную неграмотность. Но совсем другую оценку дал творчеству композитора Лист, которому Стасов привёз новинки «Могучей кучки» и в их числе были детские песни Мусоргского. Лист написал Модесту Петровичу, что он поражён этими произведениями, что это новое слово в музыке. После этого послания от великого композитора, Мусоргский написал, что «крест на себя наложил и пойдёт с высоко поднятой головой дорогами истинного русского искусства».

Когда Мусоргский закончил свою чиновничью карьеру, то его знакомая Дарья Михайловна Леонова решила помочь ему финансово и организовала серию концертов на Украине. Во время этого тура у композитора начались проблемы со здоровьем. По возвращении в Петербург он стал чувствовать себя ещё хуже: в квартире Леоновой, где он жил, за вечер композитор трижды упал в обморок. Тогда женщина, испугавшись за его жизнь, обратилась к Стасову, чтобы он помог устроить Модеста Петровича в госпиталь. Тот, в свою очередь, обратился к другу композитора, который работал врачом в Николаевском госпитале. В итоге там Мусоргскому выделили отдельную палату. Врачи обнаружили у композитора рожистое воспаление правой ноги. К тому моменту болезнь была уже очень запущена: инфекция попала в спинной мозг, перешла и на вторую ногу. Кроме того, у Модеста Петровича обнаружили ожирение сердца, а также медики отметили, что в ужасном состоянии находятся нервная система, печень и почки. Елена Петровна предполагает, что именно из-за этих проблем со здоровьем и появились слухи о пьянстве Мусоргского. А укрепил эти домыслы портрет композитора, написанный его другом Репиным. На самом деле он был создан всего за 10 дней до смерти Модеста Петровича.

Похоронили его друзья в Александро-Невской лавре на средства, которые удалось собрать. Денег оказалось так много, что памятник, который поставили на могиле, был одним из самых богатых.

Вот такой получилась наша экскурсия по музею Мусоргского. Конечно, написала я далеко не обо всём, что нам показали и рассказали в Наумово, но только для того, чтобы у вас было пространство для собственных открытий.

P.S.: Теперь ещё немного полезной информации. Чтобы попасть в музей Мусоргского, надо ехать по трассе Москва - Балтия, по направлению от Куньи в сторону Москвы, и внимательно смотреть на указатели, один из них показывает поворот к усадьбе. От трассы нужно будет проехать ещё около 15 километров. Можно ещё на поезде сообщением «Москва - Великие Луки» добраться, выйти следует на станции Жижица, от которой до Наумово всего два километра.

Билеты в музей композитора обойдутся школьникам и пенсионерам в 30 рублей, студентам – в 50 рублей, а всем остальным – в 80 рублей. Групповая экскурсия стоит 400 рублей.

На этом наше путешествие по Куньинскому району закончилось. Следующую остановку мы сделали в Усвятах, но об этом уже в следующей части.

Продолжение следует!


С днем рождения Модест

Март 20th, 2014

К 180-летнему юбилею Модеста Петровича Мусоргского, самого русского из русских композиторов

Согласитесь, дорогой читатель, трудная задача – назвать ярчайшего классического композитора середины 19 века, эпохи крымского поражения, «Севастопольских рассказов», смерти государя Николая, эпохи больших перемен: «Всякие вести бродят…» (Герцен). Причём композитора-новатора, одновременно органически и глубоко связанного с русской художественной культурой – как исторической, так и стилистически устремлённой в безбрежное будущее.

Композитора, идейно сращённого с эстетикой, нравственностью и философией своего времени, – где некрасовская любовь к народу плотно перевита сосредоточенной психологией Достоевского, а творчество передвижников озарено силою правды Салтыкова-Щедрина.

Трудная задача, поскольку в то время, 50 – 70-е годы, достойных мастеров было предостаточно. Это и вся знаменитая «русская пятёрка» – «Могучая кучка», и великолепный Рубинштейн со своим первостатейным в недалёком будущем учеником Чайковским. Предвестник балакириевской «Могучей кучки» Даргомыжский и выдающийся композитор, музыкальный критик А. Серов. Молодой Римский-Корсаков, блистательный оперный драматург. Все они – ростки и побеги авторитетного, несгибаемого основания национальной сочинительской школы Михаила Ивановича Глинки – всецело достойны подняться на пьедестал первосортных, наилучших художников, воплотивших славянскую идею в мелодию, голос певца, оркестровку.

И лишь появление таких мощных, мощнейших произведений, – народно-исторических драм, – как пушкинский «Борис Годунов» и стрелецкая «Хованщина», да ещё сдобренных голосами О. Петрова, Сариотти, Коммисаржевского, Збруевой, четы Воробьёвых, Платоновой, Д. Леоновой, О. Палечека расставило всё по местам. (Некоторые злорадствующие критики считали, что успех оперы попервости сделали непосредственно крутые, раскрученные имена исполнителей.)

Модест Петрович Мусоргский, в свою очередь, обрёл заслуженную славу новатора-первопроходца в области оперной драмы: полнейшей формы искусства музыки – царицы всех музыкальных форм. Обаче опера до Мусоргского «не знала столь детальной, внутренне многосложной, аналитичной разработки исторического сюжета, широкого представления реальных действующих лиц того или иного момента истории, тщательности в обрисовке событийных перипетий, вкуса к созданию колорита времени» (Р. Ширинян).

Emerson, Lake & Palmer

Знаете, дорогие друзья, начав текст о Мусоргском, я непроизвольно включил на компе, фоном, прославленный цикл фортепианных пьес «Картинки с выставки». Но, как ни странно, рука потянулась не к файлу с исполнением Лондонского симфонического оркестра, что было бы в данной ситуации вполне естественно. Кстати, вот он, файл (дирижёр Сержиу Челибидаке):

…А обратился к синтезаторным зарисовкам «картинок» именитого рокера Эмерсона 1971-го выпуска:

И знаете почему?

У нас, дворовых хулиганистых пацанов советских 60 – 70-х, знакомство с лучшими образцами мировой музыки, в особенности, конечно, эстрадной, роковой, происходило исключительно из-под полы и по всевозможным радиоголосам. Посему с Мусоргским я познакомился не в классах музыкальной школы, поскольку не ходил в «музыкалку» по причине страшной занятости на задних бойцовых дворах, – а именно по радио. Взахлёб слушая джаз-роковое трио Эмерсона с его электронными «Картинками» – в стилевой импровизации, сработанной под сверхпопулярный тогда Кинг Кримсон: группу-основатель полиритмического прогрессив-рока. (Слушал, втихаря от мамки зализывая разбитые в драках кулаки.)

Когда радио Америки или Европы глушили, переключался на наше советское, где каждый день, ровно в два пополудни, Артемий Троицкий вёл музыкальную получасовку. Куда успевал пропихнуть под прикрытием всевозможных идеологических соусов нереальную на тот момент контрабанду вплоть до Эмерсона с «From the Beginning» и «Pictures at an Exhibition»; Пинк Флойд и Гиллана с «Иисусом-суперзвездой…».

Глубинное форте, фортиссимо Мусоргского, его колокольная соборность, сходная церковной службе; рваные, незакруглённые формы – настолько превосходили всё, бывшее до и после, – что просто ломали привычную эстетику восприятия! Заражая и заряжая слушателя невообразимой шекспировской энергией, вплоть до ненависти, перемежающей смех слезами – так, что протуберанцы этой «сверхновой» энергии насквозь пронзали десятилетия, столетия. Глобально изменив не только систему восприятия, но и всю историю мировой музыки. В том числе историю эстрадной, джазовой, «поп» – «лёгкой» музыки.

Так, благодаря прогрессив-року, в мою жизнь вошёл великий русский композитор Мусоргский. Так, не постучавшись, вошли Уэббер, Earth, Wind & Fire, Джоплин, А. Рыбников, опальный Ободзинский, непревзойдённый Магомаев, Гершвин, К. Грэхем & English National Opera…

Но вернёмся к юбилею и к юбиляру.

«Мне становится близким всё русское…»

Вообще перед тем как слушать Мусоргского, творческому человеку, тем паче молодому, ищущему первоначальные смыслы, неплохо было бы окунуться в литературу и литературную критику той поры: от «нравственных начал» соцреалиста Белинского и благородных исследований вдумчивого Стасова, вдохновителя передвижников, – сквозь жизненную правду предвестников революционной «бури» Чернышевского с Добролюбовым, романы Герцена и Гончарова – к Гоголю. Аналогом которому стал Мусоргский в музыке: «Глинка и Даргомыжский, Пушкин и Лермонтов, Гоголь и Гоголь и опять-таки Гоголь (сподручного нет)…» – отмечал Модест Петрович.

Работа над «Борисом», по собственному либретто, резко высвечивающим остроту конфликта царя и народа, заняла что-то около года (1868 – 1869). Невероятно короткий срок для столь эпического, тем более сверхноваторского по художественному исполнению произведения. При всём том объясняющего и показывающего стойкость и несгибаемый оптимизм самого автора.

Превосходно зная цену своему таланту, Мусоргский – со всей силою противодействия! – столкнулся с бюрократическим хамством и жестокостью власть предержащих, особенно в сферах искусства. (Первая прижизненная постановка – январь 1874.) Так, по соображениям цензуры, М.П. пришлось изъять из клавира сцену на площади у собора Василия Блаженного со словами Юродивого: «Нельзя молиться за царя Ирода». (В ответ на призыв Бориса: «Молись за меня!»)

В опере чётко, глубоко выписана Русь-матушка: народная, монастырская, боярская, царская. Вторая линия – судьба царя-Бориса: обретение власти, тяжкая доля владыки-неудачника, муки совести, смерть. Всё это густо переплетено образно-сюжетной драматургией, наэлектролизовано внутренним напряжением, движением, буйством цвета, громогласным хоровым звуком и сольным песенным лиризмом, а также нескончаемыми «намёками на историю того времени, вроде наших киевских и каменских обиняков. Надо понимать их…» (Пушкин): «Всегда народ к смятенью тайно склонен…» ; «Конь иногда сбивает седока…»; «…чернь изменчива, мятежна, суеверна…»

В опере в полный рост воссияло великолепие Пушкина – после 40-летнего заперта трагедии. В полную мощь раскрылась седая старина, воскресив картины далёкого прошлого. Новыми красками вспыхнула карамзинская «История государства Российского», использованная Мусоргским. Обнажилась связь прошлого с настоящим, выявив огромную непролазную пропасть меж чернозёмным народом и самодержавной властью. Но, несмотря на предопределения исторических закономерностей, именно народ, его приятие либо неприятие того или иного деятеля определяет исход борьбы за власть. Именно народ! Ничего не напоминает, господа?..

Нужно отметить полистилистское многообразие находок Мусоргского, сотканное из череды многослойных метафорических противоречий, столь приглянувшихся упомянутому выше рокеру-новатору – клавишнику Эмерсону из EL&P:

1. Противопоставление царственно-величественной декламации – просторечью народного диалекта. Трагедия царя – трагедия страны: «Скорбит душа, какой-то страх невольный…» (слова придуманы М.).

2. Противопоставление русских интонационных основ фабулы – зарубежным мелодиям и ритмам. В данном случае польским.

3. Противопоставление чрезвычайной лиричности, чувственности – графической точности описания бытовых штрихов.

4. Соседство больших пространных форм – с лаконичным обозначением деталей, образов, мизансцен.

Реклама
  • ИП Попов А.П.
  • ИНН: 602715631406
Мы с мужем обрели вторую молодость! Вот как ему вернули потенцию…
Реклама
  • ИП Попов А.П.
  • ИНН: 602715631406
Уролог: "Вернуть стойкую потенцию может каждый! Даже в 60 лет!

5. Соседство примитивных, нехитрых песенных форм – с полифоническими монологами, имиджевыми разветвлениями, свободными от академических канонов и «консерваторского консерватизма». (Что и представлялось мишенью для критики, порой огульной.) «…где люди, жизнь – там нет места предвзятым параграфам и статьям», – пишет М.П по этому поводу.

6. Убедительная аналогия с литературой и живописью. Причём живописью разных направлений: реализм, импрессионизм, романтизм. Что было отмечено Стасовым. (Друзья называли Стасова «Бахом» в знак всемерного уважения и за пристрастие к баховской музыке.)

Одним словом – сплошная конвергенция и интертекстуальность, сказали бы сегодня. (Р-Корсаков говорил: «…варварство, варваризация».) Вплоть до замены пушкинской фразеологии собственной – для придания правдивости – путём лексического приближения жанровых сцен к эстетике XIX в. Вплоть до тематического расширения: в смысле развития и развёртывания «декабристских» значений пушкинской трагедии к значениям современным, «народническим». Например, у Александра Сергеевича нет сцены бунта под Кромами – с пророчеством «народовольца» Юродивого, – добавленной М.П. в либретто. Исключён ряд действующих у Пушкина лиц: игумен Чудова монастыря, князь Воротынский, Басманов, Гаврила Пушкин.

Гармонические интерпретации Мусоргского восприняли, впитали и впоследствии использовали в своём творчестве «маравский Мусоргский» Яначек, Стравинский, Шостакович, Берг, Мессиан, Дебюсси и мн. др. Ежели взять чуть шире, Мусоргский неизбежно «зацепил» полифонической мощью и гармоническими вертикалями Скрябина, Рахманинова, Мясковского, Свиридова…

Во время и после написания «Бориса», после обеих изнурительных редакций, после критики и запретов, – что впрочем, вполне по-пушкински, – после разочарования и горя Мусоргский, несмотря на бытовые неурядицы, словно ощутил в себе второе дыхание : «…искусство живёт и растёт только в борьбе», – заявлял он, продолжая напряжённо трудиться.

Один за другим появляются произведения, ставшие в будущем мерилом вкуса и умения идущим вслед сонмам поколений слушателей и музыкантов:

– Незавершённая лирико-эпическая «Хованщина», подсказанная ему Стасовым, растянутая на многие годы. Подобно «Борису» впоследствии отредактирована, обработана и дошлифована Римским-Корсаковым. (В советское время редактировали и оркестровали Шостакович, Стравинский.)

– Гоголевская комедия «Сорочинская ярмарка». Также незаконченная.

Ох, мужичок, старичок убогий,
Пьян напился, поплёлся дорогой;
А метель-то, ведьма, поднялась, взыграла,
С поля в лес дремучий невзначай загнала…
…Я тебя, голубчик мой, снежком согрею;
Вкруг тебя великую игру затею.

– Из произведений последних лет – «Песня Мефистофеля в погребке Ауэрбаха о блохе» (1879. Стихи И. Гёте). Писал романсы, много вокализов, преимущественно для детей-учащихся. Обработки народных песен. Фортепьянные, оркестровые сочинения, симфокартины. Библейская хоровая картина «Иисус Навин».

Одновременно, повторюсь, М.П. очень тяготился и страдал от неустроенности, вечных переездов (до конца жизни не заимел собственного уголка), вплоть до нищеты, – и необходимости служить в управе «по лесной части», позднее младшим ревизором-контролёром.

Умирал он стойко, достойно, как солдат, с оружием в руках. В госпитале, куда друзья привезли М.П. на излечение (1881 г.), на столе лежали книги, в том числе «Об инструментовке» Берлиоза, с которой он не расставался. Последний из близких людей, кто видел его живым, был Репин, рисовавший тут же, в больничной палате, портрет Мусоргского. …Товарищи прозвали его по-свойски – Мусорянином.

«Ещё одним большим человеком в России меньше! Сегодня, в понедельник, 16-го марта, в пять часов утра, скончался в Николаевском военно-сухопутном госпитале, близ Смольного, от паралича сердца и спинного мозга Модест Петрович Мусоргский», – писал в некрологе газеты «Голос» В. В. Стасов, замечательной души и искренности человек, до конца дней Модеста Петровича остававшийся ему верным помощником, соратником.

По объективным причинам начавший дряхлеть в 40 лет, Мусоргский умер, так до конца и не понятый друзьями-музыкантами. «Подавляющее большинство крупных писателей, журналистов, общественных деятелей не «расслышало» Мусоргского, не разглядело в нём своего союзника и собрата» (М. Сабинина). Не беря во внимание антагонистов, преследовавших его с неистовством, на которое способны только подлая предвзятость, идейная профанация и эстетический догматизм.

Вместе с кончиной автора – «Борис Годунов» незаслуженно снят с репертуара российских театров: опера крайне не нравилась царской фамилии.

Возрождение

1898 г. Состоялась первая – посмертная – полноценная постановка «Бориса Годунова» в частной мамонтовской опере. Режиссёры: С. И. Мамонтов, М. В. Лентовский. Эскизы декораций: Ап. Васнецов. (Спектакль ставился в Москве и раньше, в Большом театре, но не пошёл у публики на ура. Тенденциозная оценка критики – «кисло».)

Это была феерия! Критика неистовствовала. Героем дня стал, конечно же, Шаляпин (в роли царя Бориса). Опера разом покорила московскую публику: «…Теперь, пожалуй, нужно иметь даже известную смелость, чтобы говорить против Мусоргского», – возвещала пресса, ещё десять, двадцать лет назад не принимавшая «Бориса».

Постановка, надо заметить, всколыхнула интерес публики и наметила новый подъём, оживление оперы как жанра. Давно пошатнувшегося под прессом казёнщины, избалованности привилегиями, ревностным хранением устаревших традиций. Р-Корсаков сокрушённо констатировал господствующий в опере дух самонадеянности, рутины и утомления.

Посему драма «Борис Годунов» поплыла в безбрежное репертуарное плавание по сценическим подмосткам России, мира.

Московский Большой театр . Питерский Мариинский (1904, 1911 – реж.: Мейерхольд). Одесса, Орёл, Воронеж, Тифлис, Баку, Киев . Париж, дягилевские «Русские сезоны» (1908, реж.: А. Санин). «…Не дал бог дожить В. В. Стасову до торжества «кучкистов» в Париже и особенно и более всего излюбленного им М. П. Мусоргского!» – восторженно откликался И. Е. Репин на концерты, организованные великолепным, блестящим импресарио С. П. Дягилевым, истым популяризатором-пропагандистом русского искусства за рубежом. Далее – Милан, Стокгольм, Лондон, Нью-Йорк, Буэнос-Айрес.

Понадобились десятилетия, чтобы оперы Мусоргского заняли подобающее им место в музыкально-театральной жизни на родине сочинителя. А концерты, публичные и домашние выступления Ф. Шаляпина вообще не обходились без исполнения произведений Мусоргского: «Трепак», «Семинарист», «Блоха» предпочтительно на бис и т. д.

1924 г. Принято решение о восстановлении всего наследия Мусоргского в его подлинном виде и в полном объёме, созданным композитором. И, знаково, первой появилась в свет и на сцене – авторская версия «Годунова»: «…с этим «Борисом» сколько ночей я не спал и как всё это было трудно – но… льщу себя надеждой, что этой же осенью мы скажем: “Исполнен долг, завещанный нам русской музыкой”… – напишет в 1927 году музыкант-учёный, текстолог П. Ламм, посвятивший себя эпопее воссоздания и реставрации рукописей Мусоргского. Их изучению, комментированию: – …Все слухи о том, что Мусоргский не умел инструментовать, сплошной вздор, – продолжает Павел Александрович, – у него можно поучиться, как надо инструментовать оперу. Звучит всё прекрасно – ни на одну минуту голоса не покрываются, а оркестр в то же время переливается всеми цветами радуги – даёт прекрасные звучности… Сколько чудесных минут я переживал».

Позволю себе добавить несколько высказываний:

– Следующее поколение наверняка узнает и услышит в нём куда больше, чем мы (Елена Образцова).

– На сегодняшний день, мне кажется, Мусоргский далеко ещё не открыт (Алексей Масленников).

– Мусоргский художник, смотревший даже не на десятилетия – на столетия вперёд (Эдисон Денисов).

– Театр наш не дорос до Мусоргского (Борис Покровский).

– Мне кажется, мы до сего дня представляем Мусоргского если не в ложном, то и не в истинном свете. Его надо изучать и изучать (Евгений Нестеренко).

– Мусоргский – величайший и далеко не раскрытый ещё мыслитель, в частности исторической мысли (Дмитрий Сергеевич Лихачёв).

…Итак, келья в Чудовом монастыре, где в правдивых сказаниях летописца «затаилось» цунами карающих сил – символ неизбежности народного суда и победы народной правды:

Реклама
  • ИП Попов А.П.
  • ИНН: 602715631406
Мы с мужем обрели вторую молодость! Вот как ему вернули потенцию…
Реклама
  • ИП Попов А.П.
  • ИНН: 602715631406
Уролог: "Вернуть стойкую потенцию может каждый! Даже в 60 лет!

Сказанное Пименом, преисполненного любви к «земле родной», живым соучастием в её скорбях и бедах, становится особенно актуальным в наши революционные дни, которые войдут в историю России и мира как дни освобождения братского украинского народа от всякой нечисти, от фашиствующих элементов и Правого сектора, вынырнувшего из неонацистского подполья, – в Киеве 2014-го года.

«…С поднятою головой, бодро и весело пойду против всяких к светлой, сильной, праведной цели, к настоящему искусству, любящему человека, живущему его отрадою и его горем и страдою. …К новым берегам пока безбрежного искусства! Искать этих берегов, искать без устали, без страха и смущения и твёрдою ногой стать на земле обетованной – вот великая увлекательная задача!»
(Мусоргский М. П.)

Статья написана для журнала

• on 21 Мар 2014 at 3:50 пп uriy

До чего же хорошо!

• on 18 Ноя 2016 at 8:20 дп Maya

Простите за мой французский, я ?о?х?р? обалдела от рок-версии!!! Это просто нечто! Гном реально ужасен. Спасибо за просвещение!

• •

ПАРТНЕРЫ:

• Наверх! ⇑


Его жизнь воспроизводит вывернутую наизнанку судьбу романтического героя: источником вдохновения он считал водку. Мусоргского научили пить в школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, о нравах которой мы можем судить по "срамным" стихам Лермонтова, и эта привычка осталась с ним навсегда.

Он писал изумительную музыку, его гений рос, и одновременно с этим Мусоргский опускался. Ему пытались помочь, находили для него комфортную службу, а он проводил вечера в кабаках. Потеряв должность, подрабатывал аккомпаниатором, лишившись и этого заработка, безвылазно сидел в меблированных комнатах. И пил, пил, пил... И сочинял музыку.

Он вырос в старинной дворянской семье, был великолепно образован, прекрасно пел. "Высшее музыкальное образование" молодой Мусоргский получил в кружке композитора и пианиста, главы "Могучей кучки" Милия Алексеевича Балакирева. У него было все для успеха - но судьбу Мусоргского сломали тяжелый, неуживчивый характер и ни на что не похожий талант.

Его музыку не принимали в академической среде, не всегда понимали и друзья, соратники из объединения композиторов "Могучая кучка". В новаторстве видели "шероховатости и промахи", при этом и настоящих шероховатостей в том, что делал Мусоргский, хватало. Римский-Корсаков работал над наследием друга несколько лет, в результате оно предстало в законченном, оформленном виде. Он упорядочил его сочинения, но привести в порядок жизнь композитора не удалось никому.

Попав в госпиталь с приступом белой горячки, Мусоргский подкупил сторожа - и тот принес ему бутылку коньяка и яблоко. Это его погубило: коньяк подействовал как яд.

Большинство друзей Мусоргского, соратники композитора из "Могучей кучки", отвернулись от него задолго до смерти, композитор казался им безнадежно падшим человеком. Отправляя сторожа за коньяком, Мусоргский совершал самоубийство - и скорее всего оно было осознанным.

Портет Модеста Петровича Илья Репин писал уже в лечебнице, где находился Мусоргский. Вскоре его не стало...


В конце мая, 29 числа день ангела справляют — Петр, Аркадий, Федор, Николай, Александр, Георгий, Муза и Модест. По этому поводу мы подготовили классные открытки, для поздравления.

С днем Ангела Петр!

Пусть Ангел хранит тебя…

Аркадий

С днем Ангела! Аркадий!

С именинами! Аркадий!

С днем Ангела!

С днем Ангела, Федор!

С днем Святого Николая!

Николай, с днем Ангела!

С именинами Александра!

Чудесному человеку от всего сердца…

С днем Георгия!

Георгий с именинами!

Открытка на день Ангела

Модест

С днем Ангела!

Открытка ангелочек


Информация получена с сайтов:
https://peremeny.ru, https://womenstime.ru, https://youtube.com, https://rg.ru, https://blogs.informpskov.ru, https://vk.com, https://7zabav.club, http://rsnd-kvn.narod.ru