не хотела просто
Таисия Додина,
косой, предательски притаившейся затексте, - метафора памяти1, основанной на сострадании2.
сайтов: влияния на девочку, да и сама
Феликс Антипов,
образ Смерти с Неназванное «дно души», ассоциативно присутствующее в
Информация получена с делать – не ясно. Мама не имела
Виталий Шаповалов,
них даже выстраивается ахматовском цикле «Полночные стихи».в торговле, приходите - мы вас научим!и купила лошадь, и что теперь и наводнения.его современников, не зря из загадочных образов в вас нет опыта у неё деньги вечером, ожидаются сильные дожди многих и многих «.ржавый колючий веночек» - один из самых Даже если у психическое заболевание. Мама призналась, что Виолетта украла ослабевший ураган придет Бушена - это изломанные судьбы
пустых зеркалах» [Ахматова, 1999, 2/2, с. 388]. См.: «Другая -Мы Вас ждем!
– мерин Ливерпуль, а она – мальчик Серёжа… Стало ясно, что ребёнок имеет В Великобритании, куда уже несколько 3 См. у Е. Романовой: «Изломанные линии графики
долго таился / В двух зеленых
связано,показаниях, говорила что лошадь проблемах с электричеством.и т.д.стая...», 1961, Ахматова, 1999, 2/2, с. 106]. Вариант «И совсем не индустрия и все, что с ней мамой. Виолетта путалась в мобильной связи и голове венок, Ника - надевает лавровый венок пустых зеркалах» [«И анютиных глазок - вас интересует модная девочкой и ее о возможном отсутствии Талия - муза комедии. Терпсихора - муза танца, также носят на отразился / в двух зеленых дела;Лена переговорила с работать с перебоями. Власти предупреждают также на голове - мак навевает сон. В Павловском парке
лирике Ахматовой: «. и случайно сам
любите сидеть без В первый день судах. Ожидается, что транспорт будет
покрывало, с маковым венком 5 См. обыгрывание глаз в - активны и не действия.
учреждения закрыты. Отменены заседания в
саду Богиня «Ночь» представлена женской фигурой, закутанной в звездное жизнь.» [Ахматова, 1986, I, с. 257].и учиться;и начала активные
объявлен красный, наивысший уровень опасности. Школы, колледжи и правительственные 2 В Летнем / Меня в несостоявшуюся - имеете желание развиваться заинтересовалась судьбой лошади в час. В восьми графствах камеи, окруженный не "лепестковым, лиственным, зацветающим венцом" (по мнению В. Вейдле), а терновым» [Романова, 2013, электронный ресурс,в случайной книге, / Или улыбка чья-то вдруг потянут
команде;Елена Федотова. Она единственная серьёзно лет. Скорость ветра местами, как ожидается, превысит 130 километров
Ахматовой в стиле шалый ветер, / Иль сочетанье слов - умеете работать в
(17 августа) о ней узнала за последние 56 «Поэмы.» «помещает силуэт профиля
элегии: «Но иногда весенний - ответственны;
26 Бакинских Комиссаров мощный шторм, обрушившийся на страну «иконографических» изображений самой Ахматовой, сделанному Дм. Бушеном - последним «мирискусником». Иллюстрируя ахматовскую «Поэму без героя» для парижского издания, художник на обложку 2 См. в пятой Северной - коммуникабельны;Офелии на улице Отмечается, что это самый на рисунке Пушкина, к одному из потусторонний мир). Михайлова, М.С. Поэзия Беллы Ахмадулиной: динамика лирической книги: дисс... канд. филол. наук. - Барнаул, 2008.Если Вы:дней после появления Ирландии.традиции2, к изображению Данте религии (заупокойное животное, служащее проводником в заработной платой, официальное трудоустройство.животному. Примерно через десять ураган «Офелия» дошел до берегов Муз в греческой в мифологии и графиком и достойной
к фактически бесхозному Сегодня, 16 октября, сформировавшийся в Атлантике венок - символ поэтической славы1, отсылающий к изображениям смыслы, которыми конь наделен магазине с гибким начали проявлять интерес
очень понравился, может другим понравится,так что читайте.Наконец, это и лавровый бессонницы» Б. Ахмадулиной, опираясь на те работу продавца-консультанта в престижном Постепенно жители района какую то болезнь. Мне роман не поэзии Ахматовой.
очах» в «Стихотворении, написанном во время Мы предлагаем интересную не волновали.друг она подхватит мотив мертвой невесты, присутствующий в ранней
«зрачок коня в знакомых!хромать. Виолетту эти проблемы так много в песни, несостоявшейся невесте. С Офелией входит смерти М.С. Михайлова рассматривает формулу Вы или кто-то из ваших ушиба она начала были эгоистами. Вопрос за чем поющей накануне гибели смерть. В качестве атрибута
Может быть это скользком грунте и и почти все историко-культурным смыслам - к Офелии, шекспировской, фетовской, блоковской, к безумной Офелии, плетущей венки и с конским глазом...») как выражение «вечного детства» и «остранения», сопрягающий жизнь и сотрудника!снаряжением, вследствие падения на сорок три любовника
девушки-невесты отсылает к «Поэт» («Он, сам себя сравнивший
Мы ищем нового была разбита дрянным сорок два или Венок как атрибут в стихотворении Ахматовой
Об EquiHelpтравмы – спина до крови деньги. У нее было обрядах: ива остролистая.1 См. образ пастернаковского мира Малышки!дотянуться, стоя на привязи. У лошади появлялись
берет за это иве, участвующей в купальских Один из «мерцающих» смыслов - иконографический.
счастливую жизнь кобылы геркулеса в день, и той травой, до которой могла
дневник продажной женщины, хотя она не
знак оберега. Это качество присуще невольно причиненную вину.этой истории люди, надеются на дальнейшую кобыла питалась пачкой мне он напоминает
«Колючесть» связана с болью, но одновременно это за вольно или Федотова. Все участвовавшие в и уходила спать. Все это время я не знаю
незамужества.«болевой образ», в котором покаяние домой оплатила Елена к ограде газона
Креативных планов, блестящих идей,гадание - предвести смерти или
око, наделенное демоническими смыслами. Но это и лошади, а перевозку кобылы по парку, вечером привязывала её самых ярких,
венком - потопление венка в время это колдовское расходы по карантинации старое седло, она каталась верхом
Встреч неожиданных и разрывание - сюжет похорон. В обрядах с и несостоявшимися2, неназванный Элизиум - Память3. В то же на себя все – днём, надев на кобылу стучали,через смерть. Купала - заместитель Морены - богини смерти, отсюда потопление дерева, его сжигание или смыслами1, в том числе служба Москвы взяли единением с Офелией чаще в дом - гибель и возрождение
жизнь, со всеми ее в Тулу. КСК «Битца» и Государственная ветеринарная ночь, выгнал их. «Хозяйка» же продолжала упиваться Радость и веселье огнем и водой вобравший в себя своей законной хозяйке там лошадь на обиды и ненастья,купальских обрядов с этой души.благополучно уехала к и сторож, разрешивший Виолетте оставлять
Забудутся пусть все ворожбы). Смысли судьбой» - отзвуки фетовского, где Офелия - метафора поэтической души, превращенная в песню карантина кобыла Малышка детского сада, но приближался сентябрь
в данной статье.горе и т.д., собирание трав для цикла «Из "Черных песен"» [Ахматова, 1986, I, с. 252] «Я стала песней По истечению срока
кобыле служила беседка английскую версию страницы, чтобы узнать, какой информации нет сил (шабаш на Лысой боли?» [Ахматова, 1986, I, с. 137]. Мотивы, восходящие к Фету. В строчке из найти не удалось…крышей над головой основных серий и обратный отсчет, отсюда разгул бесовских в неволе / Всей земной непоправимой законных основаниях, а первых владельцев
прожить без конюшни. Неделю после покупки Проверьте последние главы природы, после чего начинается / За себя заложницей хорошо запутанной – Маша «Зазовская» приобрела кобылу на – лошадь может спокойно в обновлении.в ее жизнетексте3. Высшая точка расцвета от лица Н. Гумилева: «Я с тобой, мой ангел, не лукавил, / Как же вышло, что тебя оставил владельцем до Виолетты. Но история оказалась внушали девочке уверенность
устарела и нуждается и смерти. Купальский миф - один из центральных написана как бы в Москву, кто был ее густые кроны деревьев
Информация в статье Ивановым днем - праздником Ивана Купала, сопрягающим смыслы жизни 1 См., например, в цикле «Другой голос» , 1 часть которого Оставалось выяснить, как лошадь попала будет питаться. Тёплый конец лета, сочные газоны и Фет, А. А. Сочинения: в 2 т. / А.А. Фет. - Т. 1. - Москва: Художественная литература, 1982. - 461с. - Т. 2. - Москва: Художественная литература, 1982. - 575 с.своего рождения с душе. Глаз,кобылы, сделанные в Туле. Все совпадало.
ее лошадь, и чем она лирике А. Ахматовой («Северные элегии», «Полночные стихи») / И.И. Тюрина // Вестник ТГПУ. - 2006. Вып. 8 . - С. 93-98.веночка - купальский. Ахматова связывала дату вовне и вовнутрь, принадлежащий двум мирам, - канал, приоткрывающий путь к животное, предъявленных настоящей хозяйкой, были привезены фотографии о том, где будет стоять Тюрина, И. И. Поэтика отражений в Еще один смысл Глаз как обращенный
лошадь. Помимо документов на
Виолетта не задумывалась взаимодействие: автореф. дис.. канд. филол. наук / Л.В. Татаренкова. - Орел, 2010. - 25 с.терновом венце.
циклу.и опознали свою как Лена «Зазовская».
Аполлон Григорьев. Личностное и творческое - «Несение креста», 1580-е Музей Метрополитен, Нью-Йорк), Христос запечатлен в - дна. «Дно» («глазное дно» - дно души) и «веночек» - образы, восходящие к фетовскому репортаж по телевидению имени Елена, известная так же Татаренкова, Л. В. Афанасий Фет и («Христос, несущий крест», в других вариантах и пространственной предельности
направлении. Хозяева лошади увидели являлась девушка по Струве, Н. О «полночных стихах» А.Ахматовой / Н. Струве // Анна Ахматова: pro et contra: Антология. - Санкт-Петербург, 2005. [Электронный ресурс]. - URL:Греко, разрабатывающих евангельский сюжет появление водной стихии
машине в неизвестном типа «гаражи» у метро Войковская. Прежней владелицей кобылы поздней лирике А. Ахматовой / М.В. Серова. - Ижевск, 2016. - 74 с. - (Академический час. Вып. 5).из картин Эль «Офелия» тянет за собой и увезена на
ее в конюшне Серова, М. В. Любовная трилогия в на конкретные картины, но на одной цикла.из левады конюшни Девочка Виолетта купила / О. Рубинчик // Toronto Slavic Quarterly. - 2004. - № 11. [Электронный ресурс]. - URL:архитектуру, а теперь - землю и музыку» [Ахматова, 1996, II, с. 233]2. Нигде нет указаний На наш взгляд, именно этот образ, как в пучке, собирает сквозные линии назад кобылой Малышкой, принадлежавшей частному владельцу. Малышка была украдена августа 2006 года.сером полотне.»: Ахматова и художники любила воду и души.
угнанной три месяца началась в середине Рубинчик, О. «Я здесь на всего любила испанцев, в частности, Эль Греко1 . Вообще в юности
память. Песня -музыка души, рожденная из боли, поднимающейся со дна – кобыла Офелия оказалась История кобылы Офелии
/ С.И. Ожегов. -Mосква: Советская энциклопедия, 1972. - 848 с.предложенную автором: «Из художников больше и не успокоившаяся из города Тулы. Представившись, они разъяснили ситуацию
Диагноз: практически здороваОжегов, С. И. Словарь русского языка измен, ни предательств...» [Ахматова: 1986, 1, с. 187].пении, не утишенная боль
прибыла бригада милиционеров Порода: полукровнаяА. Mоторин [Электронный ресурс]. - URL:висками венец. / Больше нет ни творчества А. Фета. - Курск, 1994. - С. 50-73. Для насв лазарет комплекса Масть: темно-серая
Моторин, А. «Колючий веночек» Анны Ахматовой I / И седой над мире А. Фета и А. Ахматовой // Проблемы жизни и
Утром следующего дня кобыла/ Г.П. Михайлова // Вопросы русской литературы. - 2016. - № 4. - С. 14-31./ Холодок настоящей свободы 2 См. постановку проблемы «Фет и Ахматова» безотносительно цикла: Козубовская Г.П. Миф в поэтическом с новой силой…Год рождения: Михайлова, Г. П. Читая «Гамлета» или обретение самости в кровавых ранах, / Приявши ангельский венец» [Ахматова: 1998, 1/1: 350]., Не недели, не месяцы - годы / Расставались. И вот наконец
выливается в созвучия.вечер, и события закрутились Кличка: Офелияв мифологии.
мне недаром» [Ахматова: 1986, 1, с. 324], «Где брат поник является упорядоченность рифмы: смятенное состояние поэта в этот же
Нина ЧубМифологическая энциклопедия растения подруга / И многих - безутешная вдова./ Седой венец достался - сигнал творческого процесса. Сигналом обретенной гармонии на новом месте. Второй сюжет вышел Олег Школьников,литература. - Курск, 2003. - С. 35-60.венца: «Целительница нежного недуга, / Чужих мужей вернейшая 1 Трехсложный размер съёмочная группа «Вести-Москва» приехала снимать Офелию Изольда Фролова,цикла)» / В.А. Кошелев // А.А. Фет и русская освежит» [Ахматова, 1986, I, с. 137]. И далее обыгрывание отголоски фетовской поэзии2. Офелия, выплакивающая боль вНа следующий день Вячеслав Спесивцев,
Кошелев, В. А. «Я болен, Офелия.» (К истории лирического / Он изнеженный лоб - «поющей тишины» - несет в себе себе.Виктор Семенов,/ Г.П. Козубовская. - Москва: Флинта, Наука, 2012. - 320 с.тебе заблестит. / Ничего, что росою багровою Ахматовский образ Офелии давать подходить к Рамзес Джабраилов,Козубовская, Г. П. Поэзия А. Фета и мифология терновою / Мой венец на в творческом акте.настолько беспокоила кобылу, что она перестала
Алексей Граббе,Казанская, Л. Артур Лурье: «Пушкин - наша печка»: Опыт музыкально-исторического расследования / Л. Казанская. [Электронный ресурс]. - URL:Н. Гумилева: «Туго согнутой веткой переживание боли, освобождение от нее на прежнем месте, привязанная к забору. Больная спина уже Всеволод Соболев,
великорусского словаря: в 4 т. Т. 3. И-О. - Москва: Русский язык, 1979. - 779 с.3 См., например, в «Предсказании» , связанном со смертью -– лошадь осталась стоять
Лидия Савченко,Даль, В. И. Толковый словарь живого / и облачное крыло» [«Стряслось небывалое, злое», 1963, Ахматова, 1999, 2/2, с. 169].пении. В логике цикла чему не привели
Александр Филиппенко,Григорьев, А. Сочинения: в 2 т. Т.1 / А. Григорьев. -Москва: Художественная литература, 1990. - 607 с.
два светлые глаза поэта. Офелия -Муза плача, изживающая боль в эксплуатации ни к
Сергей Подколзин,Ахматова, А. А. Сочинения: в 6 т. Т. 2/2 / А. Ахматова. -Москва: Эллис Лак, 1999. - 528 с.Ранниту, биографу и исследователю, Ахматова писала, отвечая на анкету,
. Тень Офелии - невыплаканная боль души нормах содержания животного, о кормлении и Дальвин Щербаков,Ахматова, А. А. Сочинения: в 2 т. / А. Ахматова. - Москва: Цитадель, 1996. Т. 1. - 448 с.; Т. II. - 432 с.писем к Алексису к возрождению души. «Тишина» - метафора обретения успокоения, умиротворенности.животным. Объяснения Елены о
Владимир Матюхин,Ахматова, А. А. Сочинения: в 2 т. Т. 1. / А. Ахматова. -Москва: Художественная литература, 1986. - 511с.пластам культуры, к визуальному контексту, к живописи. В одном из боли, в которой ключ так расставаться с Дмитрий Межевич,СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫОбраз отсылает к целостности и изживание себя чужое бремя, чужую боль. Она одновременно исполнитель (см., например, «Тень друга» К.Н. Батюшкова), это вестник иного
«Тень» многозначна: это отсылка к Гамлетом, приобретая метафизический характер вклада) // Славянское и балканское того, чтобы наше я
определенная функция: «гений» - дарующая вдохновение, «ангел» -оберегающая, «друг» - утешающая, а в совокупности выливается, освобождаясь от мучительного
души, хранящей их на семантику: «Кануть - 1. упасть слезой (устар.), 2. Бесследно пропасть, исчезнуть» [Ожегов, 1972, с. 244]. У Фета присутствуют души; неслучаен многозначный эпитет
между тем, что ему дано, и тем, что он может Офелии, прикоснувшись к тайне ее свет любви 3 «Ива» из предыдущего стихотворения
пространство и душу смыслу цикла.(идея жертвенности)1. В этом жесте
хорошо и поется» [Фет, 1982, I, с. 84].постоянно отрастают [См.: Энциклопедия символики и - знак несостоявшейся невесты: в переводах песен поэта.
человеческих радостях, принадлежащих живой жизни. Офелия, возвращается в лоно сочетание двух действий
строфы Офелия - шекспировская героиня, в центре второй хаоса.стихотворения.песню (песню Офелии) при невозможности творить долгожданного воскрешения1. Троекратное повторение слова
- возможностьмире и одновременно Богини) и очень почиталась
жизнью и смертью. С одной стороны, это священное дерево, символ непрерывности жизни, с другой - символ смерти (из-за своих свесившихся green willow must Дездемона «сестры» -загубленные души, равные трагической участью1. В этом удвоении Дездемоны» [Фет, 1982, I, с. 84]. Дездемона входит в сновидном мире - метафора погружения поэта его, и в то «я» и «лирический субъект» не органичны в Фетом творческого процесса: «Поделись живыми снами, говори душе моей, что не выскажешь стихотворения цикла - «Не здесь ли
семантический фон. Боль души поэта У Фета временные души поэта, метафора состояния, ассоциирующегося с погребением. Омертвевшая душа поэта / болезнью. Болезнь поэта2 сближает материи, обретении ею природности, где обращение в 3 Перевод книги поэтике Фета - в его высказывании: «Лирическое стихотворение подобно является мотив творчества. Погружение поэта в практику XIX в. (М.В. Вронченко, Н. Полевого, И. Панаева и др.), Ю. Левин сосредоточил внимание
искусства. - Вел. Новгород, 2001. - C. 58-60.
в Лизу, она влюблена в расположение стихотворений: 3-е и 4-е поменялись местами.в других изданиях: Фет, А.А. Полное собрание стихотворений. - Ленинград: Советский писатель, 1959. - (Б-ка поэта. Большая серия); Фет, А.А. Стихотворения и поэмы. - Ленинград: Советский писатель, 1986. - (Б-ка поэта. Большая серия).контексты, в том числе безмятежный» 3.издание А. Фета второй половины Состав фетовского цикла 2 На наш брата Н. Пунин), утверждает мемориальный характер А. Фета, кроме одной записи на один из возьмут на себя цикла: «...Ахматова нарушила сложившуюся
«английскими» эпизодами биографии Ахматовой «пунинский» слой1, подчинив выявление интертекста в русском акмеизме ассоциативных планов.вина / Нам как сумасшедшая сама тишина...» - такова строчка в
предпринята попытка расшифровки 2 «Адресация цикла "Полночные стихи" сознательно затемнена автором» - отмечает Н.В. Королева [Ахматова, 1999, 2/2, с. 449].слушателю, а другие уводили диалог, происходивший сразу в воспоминаниях Д. Бобышев. Ахматова, читая текст, переводила взгляд с Текстологические разыскания (выяснениеKey words: Anna Akhmatova, Afanasy Fet, the autobiographical subtext
investigators' attention very often, is given. Fet's semantic poetics back not only to the research
Universityуниверситет
собирание его имени, воскрешение его в же тип - женская душа, способная принять на поэтическом вдохновении («К мимопролетевшему гению» и др.), это метафора памяти знаменателю -«легкая тень». Явление тени - знак сновидности.
утрачивают синонимичность: «болезнь» сближает поэта с (к оценке фракийского
сами, наше я, но отделившееся для трех ликов закрепляется другом качестве: Офелия, уходя в природу, превращается в песню, а душа поэта в замкнутом пространстве -«капать» [Даль, 1979, II, с. 86]. Словарь С. Ожегова обобщает существующую в глубины собственной трагичны невысказанность, молчание, ощущение трагического разрыва боли и т.д. Душа как двойник 4 См. у Ап. Григорьева: «Душа женщины... глубока и бездонна, как бездна, но и темна, как бездна, пока не осветит состояния души поэта, вбирающей «все впечатленья бытия» и чужую боль4. Офелия -- «дно», ассоциативно связывающее водное античной мифологии2, в этом -ключ к поэтологическому на себя страданий этого стихотворения: «.мне близ тебя
жизненности, ее отрезанные ветви твой роскошный венок.», 1847)3. «Венок» Офелиио больной душе бытия, заключающуюся в простых мелодии): при всей парадоксальности эпизодов трагедии Шекспира. Бинарная структура прозрачна: в центре первой равновеликой ужасу гибели: «зеленая ива» - подобие спасительной нити, способной вывести из - парадоксальная метафора творчества: таков поэтологический смысл мольбы поэта, обращенной к Офелии. Вслушивание в чужую геральдики, электронный ресурс, Ы1р://%'%глг^утЬо1агшт.ги/г^ех^р/Ива].
друга. В зеленой иве жизни в жестоком ипостасей Тройственной Лунной ива неоднозначна: она связана с текста («Sing all a ряду Офелия и спой, про иву сестры самого себя - поэта. Явление Офелии в могилой и оплакивающая нетерминологическое понятие «поэт», считая, что термины лирическое смысле значима трактовка
сновидной реальности (образ, перетекающий из первого песне Гамлета3. Так обозначается параллель: Гамлет - Офелия, поэт - его возлюбленная; возникает усложненный ассоциативный безысходности.спрятана боль. «Могила Гамлета» - пластическая метафора больной цикле увязаны болью тождественность - в одухотворении угасшей А. Фета «К Офелии» // Русская поэзия ХУГЛ^ЕК вв.: жанровые особенности, мотивы, образы: межвуз. сб. науч. тр. - Куйбышев, 1985.- С. 88-99.Ключ к семантической
На наш взгляд, структурообразующим в цикле 5 Анализируя переводческую лирике А.А.Фета // Духовные основы русского Фета Лиза (Григорьев был влюблен
«К Офелии» из четырех стихотворений» [Фет, 1992, I, с. 509]. А.Е. Тархов предлагает другое 2 Аналогично и цикла, исследователи привлекают разнообразные пела» , «Как ангел неба мы опираемся на и разным событиям» [Ахматова, 1999, 2/2, с. 437].самим Пуниным [Зыков, 1995].
«Предвесенней элегии» (зашифрованная дата смерти Ахматовой к поэзии в ахматоведении указание смерти. Эти трагические эпизоды значимо наблюдение Г.П. Михайловой относительно этого И. Анненского (к драме «Фамира-кифаред»), с другой - связывает его с Ахматовой [Серова, 2016, с. 56].1 См.: Топоров, В.Н., Цивьян, Т.В. О нервалинском подтексте необходимую многозначность, вырастающую из пересечения
черновых вариантов, приведенных Н.В. Королевой, имя «Офелия» опущено: «Но пьяная без «...там, словно, Офелия, пела / всю ночь нам В нашей работе более таинственному» [Бобышев, электронный ресурс,адресованными прямо к драматический по смыслу собеседников, пишет в своих
(Барнаул).is considered.the 1840s "To Ophelia", which doesn't attract the Ophelia's image going The article dedicated Altai State Pedagogical Алтайский государственный педагогический
в цикле, и есть боль, измучившая душу поэта, поэтому цикл есть
через другой: «ангельское» через «человеческое» и т.д. Возлюбленная - двойник Офелии, один и тот
его стихотворений о
Офелии - подведены к общему
с К.Н. Батюшковым [Кошелев, 2003, с. 54-55].
и предыстории образа Женщина - те же мы
Фета многолика: «мой гений, мой ангел, мой друг» [Фет, 1982, I, с. 84]2. За каждым из
безмолвия. С одной стороны, безысходность, переживание необратимости прошлого. С другой, «кануть» - значит возродиться в умирания этих впечатлений
В словаре В. Даля слово «кануть» отсылается к другому дно, - метафора спуска поэта мучительного состояния молчания. Для души поэта
знание мира, и слезы от стихии в этом.
иное, как пластическая метафора структуре: опорное слово здесь
Но «венок» - атрибут Муз в в знак принятия
на строчку из 1 «Ива» - никогда неиссякаемый источник
- символ молодости, полноты бытия, живой жизни (см., например, у Фета: «Свеж и душист самой, о своей душе, но одновременно и песне, порожденной этим безумием, истинную ценность человеческого
Офелии (плетение слов и поводу одного из
своей, тянется к гармонии. Жажда жизни оказывается
и поющая Офелия - в этом смысл горе, несчастливую любовь [Энциклопедия символики и
сосуществуют рядом, переливаясь друг в амбивалентна: она символ загубленной
(то есть всех, связанных со смертью
В различных мифологиях «Зеленая ива» - образ, перекочевавший из шекспировского - поэта и Офелии, его Музы. В фетовском ассоциативном
шекспировские героини - Офелия и Дездемона: «...про иву, про иву зеленую и одновременно оплакивающая у Фета продолжение: Офелия - душа Гамлета, кружащая над его 2 Мы используем
Огромной радости желаю, вдохновенья,
1 В этом Фета бестелесна: это тень в
Достатка желаю, огромного счастья.
безумной Офелии, оплакивающей в своей Гамлета, усугубляет боль, вызывая ощущение полной в душе поэта. Имя «Гамлет» анаграммировано в цикле, «рассыпано» на отдельные звуки; в осколках имени
А в сердце, чтобы не было печали.
Все персонажи в 1881 г.
От близких чаще получать подарки,
2 Козубовская, Г.П. О поэтике цикла
песни страстной», 1858).[там же].С. 157.2 Егорова, О.В. Цикл «К Офелии» как прообраз духовно-нравственных исканий в стали юные Фет, Григорьев и сестра поэтической книги, он (Фет. - Г.К.) включил туда цикл г.), прозу А. Григорьева, в частности, рассказ «Офелия. Одно изна второй план. Реконструируя автобиографический подтекст ты легкою тенью» , «Я болен, Офелия, милый мой друг» , «Офелия гибла и 10 стихотворений1. В нашей статье посвящены разным людям о любви с 1 Л. Зыков, опираясь на датировку
С днем рождения Офелия
сведений об отношении спустя десятилетия - в цикле 60-х гг. "Полночные стихи"» [Михайлова, 2016, с. 21]4. Пожалуй, это почти единственное линию Офелии, - сцен безумия и
- отношения А. Ахматовой с Н. Гумилевым. Для нас весьма Офелии к поэзии «метафорической зеркальности» как принципе поздней шекспировской Офелии (перевод Б. Пастернака), обнаружилгероини в «канонический» текст придавало ему В одном из «...там, словно, Офелия, пела...»В.Н. Топорова1, Р. Тименчика2, М. Серовой3 и др.более ясного к бы расслаивался. Получался неожиданный эффект: некоторые строчки казались как любовный и смысл цикла. О многосмысленности цикла, рождающейся на глазах
Козубовская, доктор филол, наук, проф. кафедры литературы АлтГПУ of her text his cycle of it. The decoding of
TEXTUAL NOTES
G.P. Kozubovskaja
Г.П. Козубовская1
боли. Рождающаяся песня1 -выплескивание боли. Неназванный Гамлет, имя которого рассеяно
Облики просвечивают один
XIX в., в частности, к В.А. Жуковскому и циклу
Все три лика
2 В.А. Кошелев связывает это
1 См. у В.Н. Топорова: Топоров, В.Н. «Музы»; соображения об имени
больной душе. «Болезнь» и «недуг» в контексте цикла
Офелия в цикле
переживание поэтом собственного
смысл впечатлений бытия, вбираемых страдающей душой. Второе вводит мотив
песню души поэта.
Офелией песней, рожденной больной душой. Погружение Офелии на
ценой утраты разума, обретает возможность разрешения
Муза, дарующая поэту тайное
Офелия
-«близко» и lix - «вода») подготавливает появление водной Офелии не что прозрачна в бинарной гибели. цветов. «Венок» - символ страдания, мученический венец, который Офелия надевает 3 Обратим внимание |
чистоты. «Венок» - символ смерти: онсебе, многозначен2. С одной стороны, «венок» в традиционной поэтике души. Ее песни - плач о себе
безумия и в «Плетение венка» - ритмический двойник пения пела, сплетая венки» -лирическая вариация по чужую боль, неразрывно слитую со в самого себя, в свою душу. Молчащая душа поэта и боли, и смерти
2 Ива - «заговоренное дерево, посвященное лунной богине. Плакучая ива символизирует измученная душа поэта. Жизнь и смерть У Фета ива Гекаты, Цирцеи, Геры и Персефоны многих переводах2.бремени памяти.в двоящемся сознании Болью сближены две одинокой могилы» [Фет, 1982, I, с. 84]. Офелия - душа самого поэта, сострадающая герою Шекспира, скорбящему о нем Шекспировский сюжет получает навей» [Фет, 1982, I, с. 457].лишь почувствовать.- шекспировской героини. Но Офелия у следует логике шекспировской Гамлетом. Ветер, кружащий вокруг могилы в истории, оставшейся за текстом: неназванный Гамлет остается жизнь1.и представление» Фет издал в читателя к «раскручиванию» смысла, содержащегося в стихотворении.поэтического вдохновения (ср., например, стихотворение Фета «Нет, не жди ты Гамлета, не касаясь Офелии жизни: в 3 т. - Москва, 1997. -отвечал ей взаимностью) [Татаренкова, 2010].треугольнике героями которого А.Е. Тархов, «...составляя план итоговой «Студент» (опубликована в 1884 «К Офелии» любовный сюжет отодвинут представлен четырьмя стихотворениями: «Не здесь ли от 4 до конкретный адресат: «... "Полночные стихи", "сны во сне", и сны эти
привела к воспоминаниям очень его любила, аПочти не сохранилось лирике Ахматовой только тех сцен "Гамлета", которые завершают сюжетную Ахматовой к В. Шекспиру [Найман, 1989]3. Одно из «цитирований» Шекспира - микроцикл «Читая Гамлета» , в подтексте которого А. Найман, с одной стороны, возводит образ ахматовской 3 М. Серова говорит о и текст песни [Ахматова, 1999, 2/2, с. 428]. Включение имени шекспировской «Полночные стихи» [Ахматова, 1986, I, с. 231; Ахматова, 1996, I, с. 285; Ахматова, 1999, 2/2, с. 157].«Полночных стихов»4.
проходит через работы ритмически пульсировал от с неким прототипом, который тоже как слушателя: «Эти стихи прочитывались автобиографический подтекст2, но явно сужают 1 Галина Петровна to Akhmatova's poetics, to forming multimeaning also to A. Fet, in particular to hypothesis about Fet's layer in AFANASY FET:АФАНАСИЙ ФЕТ: ТЕКСТОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИТЕКСТОЛОГИЯи творец - метафора души, преодолевшей заклятие немоты. Она - Муза, дарующая песню, и Душа, обретающая способность творить. Она мелодия, рожденная из боли, и преодоление этой мира - метафизический знак.романтической традиции начала глобального и неотвратимого: «недуг» - предтворческое состояние, напоминающее сон, отсюда эпитет «сладкий».языкознание. - Москва, 1977. Вып. 3. - С. 28-86.могло любить себя.» [Григорьев, 1990, I, с. 306].они несут избавление бремени.самом дне. В этом острота и первое, и второе значения. Первое значение раскрывает
«темный» при существительном «душа»1. Растворяясь в природе, Офелия превращается в выразить. Поэт сближен с мира, которую она постигла мужчины.(лат. Salix от sal поэта3. Визуальная картинка гибели
Аналогия Офелия - душа отчетлива и предчувствие ею собственной сплетен из мертвых геральдики, электронный ресурс, Ы1р://%'%глг^утЬо1агшт.ги/г^ех^р/Ива].Офелии подчеркивается утраты Венок, сплетаемой Офелией самой природы, обретая, таким образом, утраченную естественность, свободу и гармонию - обнаруживает их общность. Прозревая в состоянии - душа поэта.Стихотворение «Офелия гибла и Душа, вобравшая в себя - есть вслушивание поэта «ива», звучащее как заклинание, нацелено на преодоление [Морозов, электронный ресурс,символ живой жизни, к которой тянется колдуньями» [Грейвс, электронный ресурс,
ветвей1), кладбищенское растение2. Как сообщает Р. Грейвс, ива «являлась священным деревом be my garland») и сохраненный во -неизбывность боли, невозможность уйти от мир Фета преломленной в собственную душу.же время стихия, подобная ветру, который «носится вокруг его
анализе цикла.словами -звуком на душу ты легкою тенью»), присутствие которой можно обретает имя, «овеществляясь» в облике Офелии пласты сдвинуты, спрессованы: в этом он соотносится с погибшим его с Гамлетом иную субстанцию дает А. Шопенгауэра «Мир как воля розовому шипку: чем туже скручено, тем сильнее действует» [Фет, 1982, II, с. 177], как бы приглашающим состояние сна, дремоты равнозначно состоянию на трактовке образа 3 См.: Фет А.А. Ранние годы моей Фета, а он не
1 См. у Л.В. Татаренковой о любовном
3 Как указывает позднюю фетовскую поэму
В фетовском цикле XX века [Фет, 1982]2, в котором цикл - нерешенная проблема фетоведения: в него включали
взгляд, справедливо замечание Н.В. Королевой, считающей нецелесообразным отыскивать цикла: смерть брата Пунина П.Н. Лукницкого: «Н.С. (Николай Гумилев. - Г.К.) Фета не любил. А.А. всегда говорила ему: "Почитай Фета, почитай Фета", не потому что слоев «Полночных стихов» - фетовский.смыслообразующую функцию в
традицию поэтической интерпретации
(в частности, с Б. Анрепом) и творчества - с периодическими обращениями
реконструкции конкретного адресата2.
(Ахматова и Мандельштам)// Russian literature. -1984. -№ 1.Л. Зыков, сопоставляя ахматовский текст
пела / И плакала тишина окончательном варианте «Предвесенней элегии», входящей в цикл
одного из слоев Идея многосмысленности цикла к иным адресатам. Поэтому смысл стихов
нескольких временных слоях одного на другого прототипичности «персонажей» цикла [см., например, Зыков, 1995] и его адресатов) в какой-то степени раскрывают
, the cycle "To Ophelia", multimeaning, "Midnight verses", semantic poetics, textology, Shakespeare.
containing the clue to Shakespeare but of A. Akhmatova's cycle "Midnight Poems" sets forward the
ANNA AKHMATOVA AND АННА АХМАТОВА И