Бывает так: какая-то истома;
В ушах не умолкает бой часов;
Вдали раскат стихающего грома.
Неузнанных и пленных голосов
Мне чудятся и жалобы и стоны,
Сужается какой-то тайный круг,
Но в этой бездне шёпотов и звонов
Встаёт один, всё победивший звук.
Так вкруг него непоправимо тихо,
Что слышно, как в лесу растёт трава,
Как по земле идет с котомкой лихо...
Но вот уже послышались слова
И лёгких рифм сигнальные звоночки, —
Тогда я начинаю понимать,
И просто продиктованные строчки
Ложатся в белоснежную тетрадь.
Мне ни к чему одические рати
И прелесть элегических затей.
По мне, в стихах все быть должно некстати,
Не так, как у людей.
Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как жёлтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.
Сердитый окрик, дегтя запах свежий,
Таинственная плесень на стене...
И стих уже звучит, задорен, нежен,
На радость вам и мне.
Роль личности в истории с точки зрения химической кинетики и теории катализа Впервые издана рукопись создателя ТРИЗ и ЖСТЛ Генриха Сауловича Альтшуллера «Роль личности в истории с точки зрения химической кинетики и теории катализа», написанная в Баку в 1946 году. В конце жизни Альтшуллер вернётся к свои юношеским замыслам и разработает ЖСТЛ – Жизненную Стратеги Творческой Личности. Книга полезна Личностям (с большой буквы), способным выстраивать и реализовывать планы от года и более. |
---|
не читать очень плохо плохо посредственно терпимо не читал нормально хорошая книга отличная книга великолепно шедевр
Тень несозданных созданий Колыхается во сне, Словно лопасти латаний На эмалевой стене. Фиолетовые руки На эмалевой стене Полусонно чертят звуки В звонко-звучной тишине. И прозрачные киоски, В звонко-звучной тишине, Вырастают, словно блестки, При лазоревой луне. Всходит месяц обнаженный При лазоревой луне... Звуке реют полусонно, Звуки ластятся ко мне. Тайны созданных созданий С лаской ластятся ко мне, И трепещет тень латаний На эмалевой стене.
Творчество стих
Тень несозданных созданий
Колыхается во сне,
Словно лопасти латаний
На эмалевой стене.
Фиолетовые руки
На эмалевой стене
Полусонно чертят звуки
В звонко-звучной тишине.
И прозрачные киоски,
В звонко-звучной тишине,
Вырастают, словно блестки,
При лазоревой луне.
Всходит месяц обнаженный
При лазоревой луне…
Звуке реют полусонно,
Звуки ластятся ко мне.
Тайны созданных созданий
С лаской ластятся ко мне,
И трепещет тень латаний
На эмалевой стене.
Анализ стихотворения «Творчество» Брюсова
Стихотворения Валерия Яковлевича Брюсова во многом наполнены символизмом и образностью. Они не всегда понятны читателю с первого раза, в них нужно вникать, перечитывать несколько раз, чтобы полностью осознать и впитать в себя их многогранные смыслы. Для неподготовленного читателя его произведение «Творчество» может показаться бредом умалишенного человека.
В стихотворении нет ни четкого лирического героя, ни логически связанных явлений. Все представляемое – образы, символы, процесс. В некой степени творчество противопоставляется логике, оно эфемерно, нелогично, разорвано. Творческий путь окутан тайной, мраком, размытыми несуществующими созданиями и тенями. Тайна эта раскрывается лишь тогда, когда процесс завершен, когда творец достигает желаемого и являет свое произведение миру.
Подчеркивает необычность и даже некий мистицизм и композиция стихотворения: каждая последняя строка в четверостишии повторяется во второй строке следующего. Это создает некую цикличность, замкнутость созидания. Образы в произведении создаются с помощью своеобразной лексики – «фиолетовые руки на эмалевой стене», «лопасти латаний», «звонко-звучная тишина».
Брюсов использует такие нехарактерные для литературы приемы, как цветопись и звукопись. Весь текст пронизан фиолетовыми и лазурными оттенками, эмалевая стена создает ощущение белого, хотя имеется в виду вовсе не ее цвет, а текстура. Аллитерация создает музыкальность произведения, несмотря на отсутствие какой-либо динамики. В совокупности поэт представляет странный, фантастический мир творческого процесса, наполненный цветом, звуком и, как ни странно, звонко-звучной тишиной.
Произведение написано четырехстопным хореем, стопа двусложная с ударением на 1-м слоге, рифма перекрестная, с чередованием мужской и женской. В качестве литературных приемов используются эпитеты («фиолетовые руки», «на эмалевой стене»), метафоры («звонко-звучная тишина», «месяц обнаженный»), олицетворения («киоски вырастают», «звуки ластятся», «трепещет тень»).
Творчество иллюзорно и бесконечно, его нельзя постичь в полной мере. Иллюзорный образ растает, рассыплется на ярком свету под взором критика, не давая рассмотреть себя стороннему глазу, ибо такова его хрупкая природа.
Категории стихотворения "Валерий Брюсов — Творчество":
Читать похожие стихи:
Понравилось стихотворение? Поделитесь с друзьями!
Отзывы к стихотворению: 9
• Немного необычный слог, но читается впрочем легко, написано поэтично и красиво. Рекомендую.
• Максим, учительница по литературе сказала, что ты сам дебил, а от меня респект
• Приятный стих, очень вдумчивый, интересный. Да, не совсем обычный, но тем и приятен был для меня в прочтении.
• Начало просто гениальное, но, к сожалению, оно не нашло достойного продолжения. Хотя все равно очень сильные строки.
• Вы о чем, придурки? Это не заслуживает даже ноля. Бессмыслица полнейшая. Автор был дибилом
• Странно, но красиво. Интересный стих.
• Брюсов умер в 1925 году. Как ему удалось написать это произведение 60 лет спустя?
• Опечатались. Стихотворение написано в 1895 году)
Спасибо, что сказали! Исправили ошибку.
• Он наркоман, почитайте биографию
Валерий Брюсов - стихи
Творчество
Тень несозданных созданий
Колыхается во сне,
Словно лопасти латаний
На эмалевой стене.
Фиолетовые руки
На эмалевой стене
Полусонно чертят звуки
В звонко-звучной тишине.
И прозрачные киоски,
В звонко-звучной тишине,
Вырастают, словно блестки,
При лазоревой луне.
Всходит месяц обнаженный
При лазоревой луне...
Звуке реют полусонно,
Звуки ластятся ко мне.
Тайны созданных созданий
С лаской ластятся ко мне,
И трепещет тень латаний
На эмалевой стене.
Лекции
Почему предельно рационального поэта обвиняли в бессмыслице, сумасшествии и алкоголизме и как он сделал из своего манифеста заклинание
Чем последняя чеховская пьеса отличается от всех предыдущих и каким писателем мог быть Чехов в XX веке, если бы не умер в 1904 году
Что общего между юмористическими рассказами и детскими страхами, как высмеивать обывателей, оставаясь одним из них, и что значит фраза «Ложи взад»
Когда в поэзии появилась пропаганда, кто первым придумал, что город — будет, а саду — цвесть, и как об этом узнал Маяковский
Как поэт растянул мгновение, преодолел смерть и написал самыми простыми словами загадочное стихотворение
Как братья-писатели определили суть советского эксперимента, какой ценой мы платим за счастье и отчего у сталкеров мутируют дети
Анализ стихотворения Брюсова Творчество
Анализ стихотворения Брюсова «Творчество»
Только прочитав первые строки стихотворения, можно задаться вполне закономерным вопросом, который, вне всякого сомнения, возникнет у каждого, а кто же мог написать их? Может быть, это всего лишь безумец, которому нет место в обычном нормальном мире, которому место в психиатрической больнице?
Именно такая идея посещала головы большинства современников автора, которые жили в тоже время, что и он. Нет в этом ничего удивительного, так как все, буквально все, что было написано в стихотворении, вряд ли возможно спокойно уложить в рамки обычного человеческого сознания. Что можно подумать, хотя бы прочитав такие эпитеты, как «фиолетовые руки», «обнаженный месяц» и многие другие. Что абсурд или бред?
Однако не все так просто, ведь если посмотреть на произведения искусства Марка Шагала, на выполненные в кубизме лица Пикассо, то можно обнаружить, что характерная черта искусства того времени – это некий абсурдность, которая, впрочем, не лишена смысла. Подобную ситуацию легко объяснить тем, что искусство, которое находилось тогда на рубеже веков, нуждалось в новых формах. Брюсов выступает отцом отечественного символизма. Именно он считал символизм поэзией намеков.
В своем произведении Брюсов описал именно то состояние, в котором пребывает поэт, творя свой шедевр. Брюсов показывает два мира, первый из которых вполне реальный, а второй – это мир, в котором находится все то, что им будет в скором времени создано. И если в начале стихотворения будет рассказываться о еще «несозданных созданиях», то в конце его говорится о тех творениях, которые уже воплотились в жизнь, однако, не смотря на это, имеют недосказанные тайны.
Поэту удалось в своем произведении очень точно объединить звуковые, а также зрительные образы, такие как, например, «прозрачные киоски», «лазоревая луна» или же «звонко-звучная тишина». Весьма интересной можно назвать композиционное построение стихотворения, которое пестрит всевозможными звуковыми повторами.
В этом стихе последняя строка первой строфы выступает в качестве второй строки следующей строфы, а последняя строфа опять же возвращает читателя обратно к первой.
Только прочитав первые строки стихотворения, можно задаться вполне закономерным вопросом, который, вне всякого сомнения, возникнет у каждого, а кто же мог написать их? Может быть, это всего лишь безумец, которому нет место в обычном нормальном мире, которому место в психиатрической больнице?
Именно такая идея посещала головы большинства современников автора, которые жили в тоже время, что и он. Нет в этом ничего удивительного, так как все, буквально все, что было написано в стихотворении, вряд ли возможно спокойно уложить в рамки обычного человеческого сознания. Что можно подумать, хотя бы прочитав такие эпитеты, как «фиолетовые руки», «обнаженный месяц» и многие другие. Что абсурд или бред?
Однако не все так просто, ведь если посмотреть на произведения искусства Марка Шагала, на выполненные в кубизме лица Пикассо, то можно обнаружить, что характерная черта искусства того времени – это некий абсурдность, которая, впрочем, не лишена смысла. Подобную ситуацию легко объяснить тем, что искусство, которое находилось тогда на рубеже веков, нуждалось в новых формах. Брюсов выступает отцом отечественного символизма. Именно он считал символизм поэзией намеков.
В своем произведении Брюсов описал именно то состояние, в котором пребывает поэт, творя свой шедевр. Брюсов показывает два мира, первый из которых вполне реальный, а второй – это мир, в котором находится все то, что им будет в скором времени создано. И если в начале стихотворения будет рассказываться о еще «несозданных созданиях», то в конце его говорится о тех творениях, которые уже воплотились в жизнь, однако, не смотря на это, имеют недосказанные тайны.
Поэту удалось в своем произведении очень точно объединить звуковые, а также зрительные образы, такие как, например, «прозрачные киоски», «лазоревая луна» или же «звонко-звучная тишина». Весьма интересной можно назвать композиционное построение стихотворения, которое пестрит всевозможными звуковыми повторами.
В этом стихе последняя строка первой строфы выступает в качестве второй строки следующей строфы, а последняя строфа опять же возвращает читателя обратно к первой.
Подобные записи
Анализ стихотворения В. Я. Брюсова "Творчество"
Читая стихотворене "Творчество", невольно задумываешься: "Кто мог написать эти строки? Безумец, место которому только в психиатрической больнице". Так считали и многие современники автора этих строк. Действительно, в стихотворении все необычно, не укладывется в рамки сознания. "Фиолетовые руки", которые "чертят звуки", "месяц обнаженный", "звуки ластятся". Бред, абсурд!
Но если взглянуть на картины Марка Шагала, кубические лица Пикассо - увидим, что само искусство того времен было абсурдным, но не лишенным смысла. Все это объясняется тем, что эпоха рубежа веков требовала новых форм в искусстве.
Необходимо также помнить, сто Брюсов- "отец русского символизма". Именно ему принадлежат слова, что "символизм - поэзия намеков".
В стихотворении "Творчество" Брюсов описывает то состояние, в коором пребывает творецц в минуту вдохновения. Автор говорит о двух мирах: реальном и ином мире, где уже есть все, что будет им создано. И если в начале стихотворения говорится о тени "несозданных созданий", то в конце речь идет об уже воплотившихся творениях ("тайны созданных созданий"), но тем не мене полных тайн. Творчество продолжается, его невозможно постичь, оно хрупко, воздушно.
Брюсов соединяет в стихотворении зрительные и звуровые образы: "прозрачные киоски", "звонко-звучная тишина", " при лазоревой луне". Очень интересна композиция стихотворения, оно насыщено звуковыми повторами. Последняя строка превой строфы повторяется как вторая строка следующей строфы, а последняя строфа возвращает нас к первой.
/ Сочинения / Брюсов В.Я. / Лирика / Анализ стихотворения В. Я. Брюсова "Творчество"
Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.
План-конспект урока (литература, 11 класс) по теме:
Творчество Брюсова В.Я.Урок литературы в 11-м классе "Творчество В.Я. Брюсова"
Цели урока. познакомить учащихся с творчеством поэта-символиста В.Я.Брюсова, показать значение творчества поэта для русской поэзии, путём анализа стихотворений поэта выявить особенности его поэтики; подготовить учащихся к выполнению части В8 в тестах ЕГЭ.
I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас с вами урок, посвящённый творчеству необычного человека, яркого поэта начала 20 века - В.Я.Брюсова.
Нам с вами предстоит на уроке познакомиться с творчеством поэта-символиста В.Я.Брюсова, определить место поэта в русской поэзии. Анализируя некоторые стихотворения, мы попробуем определить особенности его поэтики.
Давайте вспомним особенности творчества поэтики символистов.
- Что такое символизм?
- Что такое символ?
- Кто же стал основоположником русского символизма?
- В чём новаторство символистов?
III. Работа по теме урока.
Слово учителя. Да, Серебряный век поэзии отмечен созвездием феноменальных поэтических дарований: З.Гиппиус, В.Соловьёв, Д.Мережковский: Но В.Я.Брюсов - одна из наиболее ярких звёзд в созвездии символизма. Он был литературным критиком, переводчиком, историком, пушкинистом, занимался редакционно-издательской деятельностью, теорией стиха, исследованием культуры. Современники называли его "живой классик". И сегодня у нас с вами есть возможность познакомиться с фактами его жизни и особенностями его творчества.
Знакомство с биографией поэта:
Слово учителя: В поэзию В.Я.Брюсов ворвался, намеренно шокируя публику. Ну, вот, к примеру, скандально известный моностих В.Я.Брюсова "О, закрой свои бледные ноги!": Как вы думаете, чего этим стихотворением хотел добиться поэт? ( Это намеренный эпатаж публики, хотел озадачить, хотел прославиться, громко заявить о себе.)
Слово учителя. Да, а главное - заявить о праве поэта на свободу творчества. И эта свобода творчества стала определяющей у В.Я.Брюсова. Именно поэтому лирический герой стихотворений В.Я.Брюсова - это сильная личность, персонаж из истории или мифа, навеянный философией Ницше. Его герой, безусловно, своим мужественным началом близок самому поэту, мечтающему о прорыве за пределы возможного. Отсюда и его поэтические эксперименты. У нас с вами есть возможность не только слышать интересные сообщения о творчестве поэта, но и увидеть некоторые экспериментаторские приёмы.
Давайте мы сейчас вместе попробуем проанализировать это стихотворение.
- Определите тему сти х отворения? (Поэт передаёт чувства, ощущения рождения нового произведения, шедевра. Это не создание, а угадывание.)
- Почему это стихотворение можно назвать символистским? ( Есть характерная лексика, образы-символы: сон, тени, тишина, ночь, тайны, луна.)
- Какие художественно-выразительные средства использует поэт в этом стихотворении? (Цветопись: фиолетовый, лазоревый (не лазурный)
Звукопись (аллитерация). повторение сонорных л, р, м, н.)
- Зачем? (Это стихотворение благодаря этому приёму звучит как завораживающий поток звуков. Брюсов старается максимально использовать музыкальность в стихотворении, следуя поэтическим завещаниям французского символиста Поля Верлена: "Музыка прежде всего!")
- В чём особенности композиции? (Строфы стихотворения оригинально связаны: последняя строка становится 2-й в следующей строфе. Это как бы сцепляет все строки стихотворения, создавая поток сознания и ощущений.)
- Как же создаётся образ творчества? (Постепенно, ведь действительность невозможно познать, она угадывается в переплетении теней и звуков).
- Какое состояние лирического героя передаёт Брюсов? (Это состояние муки, угадывания того, что потом будет облачено в поэтическую форму).
- Можно ли говорить о двоемирии, о переплетении мира реального и мира мечты? Давайте понаблюдаем за тем, как преображается реальный мир?
-Что стало с реальными стенами, месяцем, луной? (Опишите, найдите в тексте) (Поэт уже всё видит по-другому, и если в начале стихотворения говорится о тени "несозданных созданий", то в конце речь идёт о творениях воплотившихся, созданных, написанных, но тем не менее полных тайн.)
- Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?
Слово учителя У Брюсова очень много стихотворений посвящено теме творчества. И все они разные. Но объединяет их одна общая мысль: творчество должно быть свободно, оно продолжается, его невозможно постичь, оно хрупко, иллюзорно, воздушно, боится громких звуков и яркого света.
"Юному поэту" (читает ученик наизусть)
- Какова основная мысль стихотворения?
Слово учителя Область познания, цель искусства - грядущее, поэт самоценен, он заслуживает поклонения. Сам поэт художественному дару, искусству поклоняется как божеству. Именно в этом стихотворении ярко выражены претензии В.Я.Брюсова на роль теоретика нового направления: "я даю тебе три завета".
- Как же относится к самому себе поэт в этом стихотворении?
-Какой путь выбирает для себя поэт? (Из всех жизненных путей он выбирает путь труда, дабы изведать тайны "жизни простой и мудрой".)
Я к новому раю спешу, убегаю, мечта неизменно жива!
Я создал, и отдал, и понял я молот,
чтоб снова сначала ковать.
Я счастлив и силен, свободен и молод,
творю, чтобы кинуть опять!
("По улицам узким:", 1901г.)
Слово учителя Вы знаете, что тема памятника занимает большое место в творчестве русских поэтов. Вы можете вспомнить, как мы проводили сравнительный анализ стихотворений "Памятник" Державина и "Я памятник себе воздвиг:" Пушкина. Стихотворения всех трёх поэтов объединяет одна тема.
- Какая? (Каждый из поэтов подводит как бы итог своему творчеству, определяет, за что он будет "любезен народу".)
- Как Брюсов говорит о своих заслугах?
За многих думал я, за всех знал муки страсти,
Но станет ясно всем, что эта песнь - о них,
И у далёких грёз в непобедимой власти
Прославят гордо каждый стих.
Революцию Брюсов принял лояльно, сотрудничал с большевиками, но годы Первой Мировой войны совпали для Брюсова с периодом тяжких переживаний, сомнений, поисков. Брюсов пытается выработать новую поэтическую манеру, соединить дорогую его сердцу античность и революционную действительность. В результате появляются странные и неудачные, даже непонятные строки:
Эй, Европа, ответь, не комете ли
Ты подобна в огнях наших сфер?
Не созвездье Геракла наметили
Мы, стяг выкинув - Эс-эс-эс-эр?
"СССР", 1923г.
Дальше. Вопль толп; радио
с небоскрёба:
Дальше. Жизнь волн; Марс в союз;
враг с планет. -
И. Вновь у башни троянской
(из гроба!)
Старцев спор, выдать Елену иль нет:
"Тетрадь", 1923г.
Заключительное слово учителя. Так Брюсов пишет теперь о том, что ничто на свете: ни технический прогресс, ни революция, ни космические кризисы - не в силах уничтожить любовь, которая властвует над миром.
Надо сказать, что сам Брюсов не испытывал удовлетворения от таких стихов, но неустанно продолжает верить в неслучайность своего существования. Он считает, что в его жизни всё: и личные и исторические катастрофы, неустанный труд, творческие неудачи и взлёты, даже увлечение наркотиками - имеет свой смыл.
Да, творческая судьба этого поэта сложна, интересна, ярка! Он, словно очевидец, воспевает сокрытое веками. Брюсовский поэтический мир - это мир страстей и переживаний, это мир свободный. И хочется вновь вернуться к словам, с которых мы начали знакомство с творчеством этого поэта: В.Я.Брюсов - одна из наиболее ярких звёзд в созвездии символизма.
IV. Выводы по уроку, подведение итогов.
V. Рефлексия. Ответ на вопрос: В поэзии Брюсова я открыл для себя, что:
Подробный анализ стихотворения Брюсова «Творчество»
Анализ стихотворения Брюсова лучше начать с кратких сведений о поэте, тем более что он – личность незаурядная.
Валерий Брюсов ворвался в мир стихов в конце девятнадцатого столетия как представитель «молодой», новой поэзии (символизма), создаваемой им по примеру французов Верлена, Маларме и Рембо. Но не только символизм интересовал в то время молодого поэта. Как-то он озадачил публику своим эпатажным моностихом о бледных ногах, заявив тем самым о праве художника на не ограниченную творческую свободу.
Но свободу ценил поэт превыше всего. В его раннем стихотворении под названием «Творчество» конкретного героя нет, вернее, он – созерцатель. И его глазами читатель видит происходящее.
Анализ стихотворения Брюсова еще раз подтверждает основную мысль автора о том, что художник свободен в выборе темы, и ею может стать даже мистический процесс созидания.
О том, что произведение относится к символизму, говорит многое. Например, лексика, которую использует автор для изображения странных, необычных образов: лопасти латаний (растопыренные в виде пятерни листья), словно фиолетовые причудливые руки на стене эмалевой чертят не линии, а звуки, не нарушая при этом «звонко-звучной тишины».
Перед читателем предстает странный фантастический мир: возникают ниоткуда прозрачные беседки («киоски»), «несозданные» создания, блестящие в свете двух лун, вернее, лазоревой луны и «обнаженного» (без облаков) месяца. И весь этот процесс окутан тайнами и снами.
Анализ стихотворения Брюсова выявил использование таких выразительных средств, как цветопись и звукопись. В тексте будто бы присутствуют фиолетовый и лазоревый цвета, а эмалевая стена почему-то ассоциируется с белым, хотя, видимо, имелось в виду качество ее поверхности – гладкость. Сонорность часто повторяемых «л», «р», «м» и «н» призвана создать ощущение медленности, плавности движений, будто все происходит под водой. Музыка этого стихотворения завораживает!
Композиционно оно построено оригинально: последняя строка четверостишия становится второй в следующих четырех строках. Анализ стихотворения Брюсова показывает, что строки, повторяясь, сцепляются друг с другом, создавая сплошной поток фантастического сознания и чувств.
Брюсов стихотворение «Творчество» разворачивает медленно, как бы говоря, что ничто не создается сразу, никогда нельзя знать ничего наверняка. Образы зыбки, нечетки, они постепенно угадываются лирическим героем. Возможно, этот мучительный процесс исканий сути и называется «мукой творчества»?
Все стихотворения Брюсова, посвященные процессу творения, объединяет одна главная идея: творчество бесконечно и свободно, его нельзя постичь, оно боится ясности и громогласности. Как только иллюзорный образ оказывается на ярком свету под взором пытливого критика, он тот час же рассыпается, не давая никакой возможности пристально и внимательно его изучить. Такова его воздушная и хрупкая природа!
Слушать стихотворение Брюсова Творчество
Картинка к сочинению анализ стихотворения Творчество
Брюсов